Чудеса да и только! Как бьюти-блогер нашла идеальную маску для лица

Бьюти маски в инстаграме для естественной красоты.

Бьюти маски в инстаграме для естественной красоты пригодятся многим. Для вас я собрала несколько полезных фильтров, которые украсят ваши сторис. Выбирайте тот, который понравится больше всего.

1 способ

Подобная маска есть в аккаунте @sahadelina. Называется она beauty face и выглядит следующим образом:

2 способ

Естественные фильтры можно найти у автора @ksubones. Первый называется Natural beauty.

А второй Beauty mask.

3 способ

Также бьюти маски в инстаграме есть в аккаунте @xeniabelskaya. Первая называется TOP DOLLY LOOK.

А вторая TOP MODEL LOOK.

4 способ

Крутые фильтры для подчеркивания естественной красоты можно найти у @tanyaparfileva. Первая маска именуется Beauty.

А вторая perfection.

5 способ

Маски красоты также можно отыскать в инстаграме @nstysam. Фильтры называются Soft Skin и Soft Skin 2.0.

6 способ

Красивый фильтр есть в аккаунте @amethyst.ll. Называется он highlighter.

7 способ

Красивая масочка под названием Beauty Master находится в аккаунте @lenatemnikovaofficial.

8 способ

Несколько бьюти масок можно найти в инстаграме @juliataskaeva. Первая называется perfect.

А вторая именуется SNOW.

9 способ

Маска естественной красоты есть у @ira_nekrashevich. Называется Natural Mask.

10 способ

Бьюти фильтр Natural Mask есть у @maksim.filipovich.

11 способ

Маска Selfie_beauty от @olgakhatkovskaya.

12 способ

Маска natural beauty от @logvi_boo.

13 способ

Фильтр HIGHLIGHTER от @yulya.kors

Сорви овации

Будьте самыми стильными! Используйте суперэффекты:

Еще куча лайфхаков, секретов обработки, лучших фильтров и необычных масок. А также о том, как сделать радугу на лице, наложить текст, правильно разложить раскладку на фото, описано в сборной большой статье. Кликайте на картинку!

Теперь вы знаете, какие есть бьюти маски в инстаграме. Попробуйте их на себе. И выберете самую любимую. Украшайте своей красотой мир! Продолжайте сиять!

Спасибо за ваше потраченное время

Ближе к звёздам: любимые средства ведущих бьюти-блогеров России

Эти продукты могут претендовать на то, чтобы стать твоими любимчиками и занять почетное место на туалетном столике.

Гоар Аветисян (@goar_avetisyan)

Гоар Аветисян всего 27 лет, но это не помешало ей стать самым известным визажистом в России. У нее есть собственные школа и студия макияжа, много последователей, а на страницу девушки в Instagram подписано уже 4 миллиона человек. Знакомься с фаворитами Гоар, которые помогают ей сражать наповал своими бьюти-трансформациями.

База под макияж Prep Prime, Mac

Консилер Pro Long Wear NW20, Mac

Забудь о синяках под глазами и покраснениях – этот консилер перекрывает все, что можно перекрыть.

Тени для бровей, Bobbi Brown

Скульптор #505, Inglot

Тушь для ресниц Cabaret, Vivienne Sabo

Тушь-легенда, которой поют оды тысячи девушек, является мастхэвом и Гоар Аветисян.

Карандаши для губ #101,102,102,107,202, Vivienne Sabo

Эти бюджетные карандаши порадуют тебя своим качеством и палитрой оттенков.

Прозрачная пудра HD Definition, Make-up Forever

Пудра Make-up Forever уже давно есть в косметичке почти каждого блогера, так как считается эталоном среди закрепляющих транспарентных рассыпчатых пудр. Неудивительно, ведь она дарит невесомое покрытие, хорошо матирует и отлично закрепляет макияж.

Тональный крем HD Definition #115, Make-up Forever

Гелевая подводка, Vivienne Sabo

Помада Myth, Mac

Хайлайтер Soft and Gentle, Mac

Елена Крыгина (@elenakrygina)

Елена Крыгина – бьюти-эксперт и ведущий визажист России, которая прославилась благодаря своему блогу на YouTube. Лена работает на модных съемках и показах, дает мастер-классы, ей доверяют свои лица многие звёзды шоу-бизнеса. Именно видео Крыгиной научили многих из нас основам макияжа, базовым техникам и тонкостям. Елена не раз делилась с аудиторией своими любимыми средствами.

Тени Haux, Mac

Самый универсальный оттенок, подходящий каждой девушке.

Naked Basics Palette, Urban Decay

Одна из лучших палеток с натуральными оттенками для дневного макияжа.

Mascara 38 C, Kanebo Sensai

Тушь делает ресницы объемными и подкрученными, а смывается просто — теплой водой.

Щипцы для завивки ресниц, Kevyn Aucoin

Millebaci 7, Nouba

Крыгина просто обожает красные помады. Среди ее любимчиков — Ruby Woo и Russian Red от Mac. Она признается: «Если нужно выделить всего одну красную помаду, то я выберу стойкую жидкую помаду Nouba Millebaci под номером 7. Это идеальный красный оттенок, который подходит абсолютно всем».

Lip Balm, Carmex

Бальзам для губ, который действительно их лечит и ускоряет процесс заживления.

Румяна Harmony, Mac

Идеальный скульптор, подходящий для повседневного макияжа.

Карандаш для контура глаз 3 в 1, YvesRocher

Светло-розовый карандаш, который отлично высветляет зону под бровями и нижнее веко.

Beautyblender

Розовый бьюти-блендер легко распределяет тональное средство, немного снижает плотность покрытия, а также обладает тонким носиком — им очень удобно наносить тон на труднодоступные места.

Matcha Perfect Mask, Erborian

«Самая-самая любимая маска, созданная на основе чая матча. Если бы мне пришлось отказаться от всех прочих и оставить только одну, выбор был бы за ней. Это утренняя 5-минутная маска с текстурой порошка и в монодозах. Ее нужно смешать с водой и наносить влажными руками массирующими движениями, вспенивая и распределяя по лицу. Держать пять минут и смыть. В результате кожа светится, выглядит ухоженной, как будто получила заряд витамина C, поры стягиваются и становятся незаметными. Да и макияж после этой маски ложится намного ровнее».

Amino Acid, Kiehl’s

«Какие бы линейки я ни пробовала, все время возвращаюсь к этой парочке — более заметного результата у меня не было. Плюс меня очень радует, что в этих средствах нет парабенов и ничего лишнего, благодаря чему ощущение чистых волос сохраняется намного дольше».

Любимые средства российских бьюти-блогеров и визажистов

Авторы популярных телеграм-каналов и известные визажисты рассказывают о средствах, без которых не могут обойтись в жизни и в работе

Ника Кисляк, независимый визажист:

«Для меня главное — это тон, а точнее — красивая кожа. Причем не только для меня самой, но и для моих клиентов. Самый мой любимый и верный спутник в течение многих лет — тон Luminous Silk от Giorgio Armani. Идеальная текстура, которая смотрится на лице очень естественно, но при этом перекрывает недостатки. Тональный крем безупречно ложится на кожу, я рекомендую наносить его кистью дуофибра или влажным спонжем. Идеальные светящиеся частицы тона мгновенно преображают любую кожу, она выглядит ухоженной и словно светится изнутри. Приятный бонус — это еще и защита от солнца SPF 20».

Екатерина Сляднева, автор телеграм-канала «Бьюти за 300»:

«Одно из самых эффективных средств на моей полочке в ванной — это экстраординарное масло для волос от L’Oreal Elseve. Было обнаружено в „Магнит косметик“ на скидках еще до начала ведения блога. Масло супер, я бы продавала его в комплекте с осветлением волос: отлично освежает кончики и помогает бороться с сечением. Наносить можно как на сухие, так и на влажные волосы, предварительно разогрев в руках (достаточно двух-трех капель средства, иначе впитается не до конца и будет просто ощущение грязной головы). Я наношу на мокрые волосы после мытья головы, чтобы волосы легче расчесывались и не спутывались при сушке феном. Найти можно в любом магазине косметики, одного флакончика хватает на год».

Светлана Коротченко, создатель блога Acneclub в инстаграме и YouTube-канала Atevisss:

«Я часто расхаживаю вне дома без декоративной косметики, поэтому мое окружение в курсе, как мы выглядим — я и моя кожа — в своем естественном обличии. Скажу сразу — на моем лице много рубцов и пятен постакне, есть веснушки. Да и сам цвет кожи не всегда бывает идеальным (регулярные недосыпы придают лицу серо-зеленый оттенок). Как-то в офисе меня спросили, что я сделала с кожей, что она такая ровная и гладкая. Накануне вечером я впервые воспользовалась гелем с 2%-салициловой кислотой от Paula’s Choice. C тех пор наношу его регулярно каждую вторую ночь на очищенную кожу лица, шеи и декольте. Сверху можно нанести увлажняющий крем. Итог — осветление пигментации, более однородный цвет лица и дополнительная профилактика высыпаний».

Даша, автор телеграм-канала «Надо брать»:

«Самое важное во всем моем уходе — это очищение лица. Запросы у меня достаточно деловые: лоб и подбородок должны быть очищены до скрипа, но при этом щеки не должны быть пересушены, что особенно актуально в зимнее время. Средство, которое исполняет все желания, — пенка для умывания от Origins. Первое, что хочется отметить: это средство средней ценовой категории, но при этом оно безумно экономичное. Для начала я взяла себе миниатюру, она тогда по скидке стоила около 500 рублей и я не могла домазать 50 мл примерно два месяца при использовании утром и вечером. Достаточно буквально капли на лицо, текстура плотная, не пенится, но хорошо распределяется. Последние пару месяцев у меня стоит полноразмерный тюбик и до сих пор по объему выглядит так, будто я только его вскрыла. Второе и самое важное: ощущения. Очищает кожу почти до скрипа, но при это не стягивает, не провоцирует шелушения, утром я могу умыться и пойти завтракать, а об увлажняющем креме вспомнить только перед выходом на работу, что для меня вообще не свойственно, потому что в зимнее время года я боюсь улыбаться из-за страха треснуть. Жирные участки кожи тоже держатся молодцом. Приятные бонусы: пахнет мятой и лавандой, не так резко как зубные пасты, но достаточно, чтобы взбодриться утром. Купить можно в магазинах „Рив Гош“».

Таня Горинович, визажист и блогер:

«На протяжении почти трех лет моим бессменным фаворитом является подсвечивающий и выравнивающий праймер от Becca. У каждого визажиста наблюдается череда любимчиков с появлением новинок, этому средству я не могу найти аналога. Его действие: моментальный охлаждающий эффект, выравнивание кожи и создание естественного свечения. Даже когда я наношу тон поверх этого праймера, мерцание остается. И это эффект не жирной, а здоровой и наполненной жизнью кожи. Сияние — показатель красоты кожи, поэтому я советую обратить внимание на этот праймер. Он прост в использовании и экономичен, одной капли хватает для всего лица. Применять его можно в качестве базы под тон, а летом я использую его как ежедневный тон. На загорелой коже он смотрится очень красиво. Купить его можно в магазинах „Золотое яблоко“ или на официальном сайте Becca».

Читайте также:  Что будет, если в шампунь добавить соль

Тима Лео, визажист и стилист:

«Любимый продукт для глаз — это коричневый водостойкий карандаш. Им одним можно сделать полный макияж глаз, использовать как подложку, нарисовать стрелку и благодаря стойкости прокрасить слизистую. Такой универсальный продукт представлен во многих профессиональных марках, например, Make Up For Ever, PROMAKEUP laboratory или Provoc. Достаточно приобрести два оттенка — теплый и холодный».

Сандра Истомина, визажист и стилист:

«Не представляю своей жизни без EE-крема-корректора от Estée Lauder. Он создает идеальную, не перегруженную кожу, как будто вы только что приехали с отдыха. Его можно наносить как легкий тональный крем, который будет выравнивать тон кожи и делать ее сияющей, либо использовать как основу под тон — вариант для обладателей проблемной кожи. Незаменимое средство для лета и удобный вариант для поездок в теплые страны. Приобрести средство можно на официальном сайте марки, а также в сетевых магазинах вроде „Иль де Ботэ“».

Геворг, визажист и автор телеграм-канала Super make up Suka:

«Мой любимый продукт — тон Face and Body от M.A.C. Это лучшее, что может быть на моем лице. Пару тонких слоев, и лицо свежее. Хочется больше покрытия? Не беда, пробовал наслаивать и до шести слоев. Средство отлично ведет себя на коже. А этот глянец? Восторг! Люблю».

Ирена Шимшилашвили, визажист и автор телеграм-канала «Дневник визажидзе»:

«Выбрать один продукт очень сложно, но я все же остановилась на своем любимом гидрофильном масле Aesop. У меня ужасная кожа: чуть что — высыпает, краснеет и вообще очень проблемная. Смывать макияж мне нужно тщательно, но при этом не раздражая лицо. Это масло отлично снимает даже самый стойкий макияж, выравнивает текстуру и цвет кожи, медленно расходуется (за два года я купила две банки). Легко смывается и не оставляет на коже никаких ощущений, кроме приятной чистоты. Масло не сушит, но при этом жирниться моя кожа стала меньше (скорее всего, это из-за того, что мягкое очищение успокаивает железы и не стимулирует выработку себума). Иногда не пользуюсь на ночь ничем после умывания — нет желания. Я выливаю несколько капель во влажные ладони, растираю в руках до состояния эмульсии и массажными движениями умываю сухое лицо. Потом все смываю теплой водой или смоченным в воде полотенцем для лица (этот способ дает легкое отшелушивание, но подойдет не всем). Заказываю на Cultbeauty либо покупаю в путешествиях».

Ксения Никитина, визажист, креативный директор школы профессионального макияжа ICONFACE:

«Для меня очень важно в макияже создать идеальный линейный ритм, графика для меня первостепенна. На мой взгляд, именно черная графичная подводка может сделать практически всю работу с коррекцией глаза, создать идеальный разрез и украсить любой макияж. Жидкая подводка с кисточкой Clinique — это лучший продукт в линейке подобных подводок, что я когда-либо пробовала. Очень пигментированная текстура дает насыщенный черный цвет с первого раза. У подводки идеальная кисточка и по длине ворса, и по его упругости. Кисть позволяет нанести подводку очень ровной линией разной толщины, стоит лишь изменить нажим или повернуть плоскостью, а кончик выводит тончайшую линию. Этим продуктом лично пользуюсь каждый день».

Ани Саркисян, автор телеграм-канала Kosmetos:

«Сыворотка U.F.O от Sunday Riley — одна из лучших моих прошлогодних находок. Незаменимая штука для проблемной кожи, склонной к высыпаниям (особенно в определенные дни). Убирает воспаления, уменьшает поры и помогает с общим тонусом кожи. Причем в очень быстрые сроки. Выбрала именно этот продукт, потому что не представляю свой уход без него».

Наиля Асланова, SMM & PR менеджер компании Authentica, автор телеграм-канала «Бьюти головного мозга»:

«Мой любимый продукт, которому я не изменяю уже много лет, — это текстурирующий спрей от Oribe. Он представляет собой микс сухого шампуня и сухого спрея для объема. Продукт абсорбирует кожный себум у прикорневой зоны, не оставляя белого налета, а также дает мгновенный сумасшедший объем и запоминание формы, которую вы придаете своим волосам. При распылении средство дает мощную струю, которая „пробивает“ все волосы у корней (именно поэтому наносить его надо короткими отрывистыми движениями). Важно — спрей необходимо наносить только на прикорневую зону, а не по всей длине волос. Продукцию Oribe мало где можно найти, поэтому я покупаю ее в клубе красоты authentica club или нашем интернет-магазине».

Юлия Петкевич-Сочнова, бьюти-блогер, автор блога BeButterfly.ru:

«Жидкая помада Lip Magnet от Giorgio Armani — просто само совершенство! Красивая палитра оттенков, удобнейший спонж для четкого контура, комфортная текстура, которая не сушит и вообще не ощущается на губах, а еще она идеально наносится буквально с одного слоя. Если вы ищите лучшую матовую помаду, то это она».

Маша Ворслав, визажист и автор телеграм-канала «банки-хуянки, 18+»:

«Очень полюбила бальзам Armani Prima Glow-on Moisturizing Balm от Giorgio Armani. Плотный, но в руках тает до консистенции лосьона. Заменяет увлажняющую сыворотку и крем — проверяла на своей сухой коже. Жирную при этом не утяжеляет, так что для работы тоже классный — позволяет носить с собой меньше косметики. И пахнет в хорошем смысле сложно, дорого».

Эля Булочка, визажист

«Одно из моих самых любимых средств по уходу за кожей — ночная двойная маска Dreamduo от GlamGlow. В ней прекрасно все: она легкая, не требует смывания, нежная и приятно пахнет. Нужно нанести средство на очищенное лицо в два этапа: сначала легкую жемчужную сыворотку, а через минутку — серую плотную маску. Утром вы проснетесь с ровной, красивой и увлажненной кожей. Абсолютный мастхэв! Я покупаю в „Золотом яблоке“».

Чувашский национальный костюм

В народных одеждах – сочетании цветов и применении орнаментов, декоративных деталях и функциональности кроя – мы находим информацию о менталитете народа, о его условиях жизни и деятельности, ценностях и культурных традициях. Чувашский национальный костюм богат разнообразными головными уборами, славится нарядностью одежд, обильно украшенных вышивкой, бисером, монетами и ракушками.

Чуваши – тюркоязычный этнос с древней историей. Принято выделять три этнографические группы: верховые, средненизовые и низовые (обитающие на юге и за пределами Чувашии) – по течению реки Волги. Раньше по деталям одежды можно было определить, откуда человек родом. Имелись свои региональные особенности узоров, принятый для той или иной области цвет платья. Безусловно, всегда и для всех народная одежда и украшения имели обереговые функции. Костюм согревает в холод, лёгкие ткани защищают от жары. А орнамент – это красочная демонстрация неразрывных связей человека и природы, родных мест, корней.

Основа чувашского костюма – белая рубаха. Для женщин – длинная, до щиколоток. Поверх надевали фартук или передник, кафтан или халат. Зимой – суконные штаны и шубу из овчины. Мужская рубаха была до колен и подвязывалась поверх брюк пояском. Вышивкой украшали только праздничную мужскую одежду, чем богаче узор – тем праздничнее.

Отдельные элементы чувашского национального костюма были в ходу до начала прошлого века. Сейчас бережно сохранённые традиции и мастерство рукодельниц позволяют нам любоваться красочными нарядами в музейных коллекциях, этнографических музеях, на концертах фольклорных коллективов, во время национальных праздников. Не зря Чувашию называют «краем ста тысяч песен и вышивок». Традиции здесь чтут, а рукоделием занимаются с самого раннего детства.

Национальная одежда немыслима без вышитого орнамента. И у чувашей наиболее распространён геометрический орнамент. В символах, образующих узоры по канту одежды, нагрудной части и рукавах, можно рассмотреть образы природы (солнце, дерево, поле), человеческих взаимоотношений (семья, род, сила, верность, трудолюбие). Одним из самых простых и при этом главных всегда считался солярный знак: солнце как источник жизни вышивалось в форме круга с лучами, креста и квадрата. Сложными и самыми красивыми узорами передавались понятия вечности (связь неба с землёй), памяти прошлого, мудрости предков и диалога поколений.

Самая ценная вышивка была двусторонней – без швов и узелков. Чёрным выполнялись основные элементы узора, красный использовался для заполнения. Сочетание белого (полотно) с красным (цветом благополучия и счастливой полнокровной жизни) – сакральная гамма. Но вообще вышивальщицы использовали все цвета: зелёный – цвет природы, жёлтый – солнца, синий – неба.

Головные уборы и украшения

Эти шапочки – настоящие шедевры народного искусства. По головному убору можно было определить, замужем девушка или нет. До свадьбы носили тухья, после – только хушпу. Повседневная облегчённая, но всё так же нарядная ленточка для головы называется масмак.

Круглая тухья как правило имела бисерное навершие-шишечку, а по бокам и на ушах украшения делались из монеток. Женщины в повседневности повязывали белый шарф сурпан с вышивкой на концах. Богатую хушпу надевали только по праздникам, верх у такой шапочки открыт, а сзади до пояса идёт широкая полоска ткани, обильно украшенная монетами и бисером.

В комплекс украшений женского чувашского национального костюма входят также нагрудные и шейные наряды (шуклеме и ама), браслеты и кольца, поясные подвески с кошелёчками и зеркальцем. Перевязь через левое плечо (тевет) девушки носили во время больших праздников и надевали на свадебное торжество (полное обмундирование невесты могло весить около 20 кг!), эта широкая полоска холста была вышита бисером, рядами монет и ракушек.

Путешествие по России: Республика Чувашия

ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Вдоль северного фасада 7 павильона Улицы Мира «Вокруг света» расположилась уникальная галерея «Путешествие по России», прогулка по которой познакомит гостей ЭТНОМИРа с каждым регионом прекрасной, многоликой, необъятной страны России.

Совершив кругосветное путешествие по Восточному и Западному полушарию внутри самого павильона, пройдитесь вдоль его внешней стороны. Вы увидите экспозицию, призванную отразить богатство и многообразие России. Остановившись возле того или иного инфощита (а их 85 – по числу субъектов Федерации), вы узнаете много интересного о крае, автономном округе, республике, области или достопримечательности отдельно взятого города России.

Читайте также:  Тяга гантелей в наклоне: что это за упражнение и зачем нужно

Каждый информационный щит рассказывает, чем славен регион: музеями, памятниками знаменитым людям и событиям, народными ремёслами и блюдами традиционной кухни, редкими растениями и животными, заповедниками, национальными парками и многим другим.

Приезжайте гулять по этнографическому парку, расширять кругозор, восполнять пробелы в знании своей и других стран! В ЭТНОМИРе всегда рады гостям!

Чувашский народный костюм

Мои куколки в чувашских костюмах:

О женском чувашском народном костюме:

В чувашском женском костюме рубашка шилась из белого домотканого холста. Белый цвет был священным для чувашей. Крашенные нити и пряжи использовали в вышивках.

Для крашения применяли корни и листья трав марены, деревьев, кору дуба. С конца XIX в. стали использовать химические красители, приобретаемые у коробейников, а белый холст у низовых чувашей был вытеснен пестрядью. Кроме рубахи в комплекс женского чувашского костюма входили полотенцеобразный холщовый сурпан, поверх которого анатри и анат-енчи надевали хушпу, а вирьялы закрепляли сурпан вышитой повязкой масмак. Девушки носили шапочку тухья, аналогичную по форме хушпу у низовых, но с закрытым остроконечным верхом или же без острия, расшитую бисером и бусинками, украшенную плотно нашитыми серебряными монетами. Концы остриев, возвышающиеся над бисерной поверхностью, нередко выполнялись из олова. Самой отдаленной эпохой, где искусствоведы обнаруживают параллели тухье, является III тыс. до н. э. (ареал южных областей Средней Азии и Северного Ирана), а наиболее близкое к сегодняшнему дню время – V-VII (районы Северного Таджикистана, древний Пенджикент) и VIII (ранний период Волжской Булгарии) века . В настоящее время головной убор, похожий на тухью, можно встретить в туркменской тахъе.

Девушки и женщины повязывали также хлопчатобумажные и шелковые белые и цветастые платки преимущественно светлых расценок. Зимой надевали барашковые шапки с суконным верхом или шерстяные платки с бахромой.

Непременной деталью женского чувашского костюма был передник саппун, черситти, а также множество украшений: шитые из монет сюха, май сиххи, нагрудные – ама, шюлкеме, перевязь – тевет, наспинное – пусь хысе, подвески к поясам – сара, к сурпанам – сурпан сякки. Все они изготовлялись из монет, бисера, раковин каури с применением тесьмы и кумача.

Как отмечает А.А.Трофимов, самые ранние из украшений, которые имеется возможность исследовать, датируются началом XVIII в. (более ранние не сохранились), однако в них прослеживаются традиции, идущие из глубокой древности. Чувашские народные украшения прошлого, как вышивка и ткачество, делятся на три основных типа, в зависимости от трех основных этнографических групп народа. Подразделяются они также и по полу, и по возрасту и по семейному положению их носителей.

Женские и девичьи украшения чувашей имеют свои аналогии в костюмах поволжских народов: марийцев,мордвы, удмуртов. Одним из популярных украшений был нагрудник, часто – треугольной формы, небольшой и украшенный бисером и монетами.

Чувашию издавна называли краем “ста тысяч узоров”. Вышивали на рубахах, платках, фартуках, украшениях, полотенцах. при вышивании применяли двадцать пять видов швов.

В основе чувашской вышивки лежит геометрический орнамент: у виръялов он более легкий, а у анат-енчи и анатри – крупнее и часто переходит в растительный орнамент. В цветовом отношении наблюдается полихромия. Однако и здесь намечаются определенные закономерности: для виръялов характерно сочетание темных тонов красного, синего, зеленого цветов, у анат-енчи преобладают яркие краски, в вышивке же анатри определяющим является красный свет. Вышивали в основном крашеными шерстяными нитками, однако при изготовлении головных уборов хушпу и тухъя и некоторых украшений применялись так же бисер, монеты и раковины каури.

видео с чувашскими узорами

Фото – из книги-альбома “Чувашский костюм от древности до современности” (2002) и альбома “Чувашское народное искусство” (1981).

ролик с фотографиями костюмов, под мелодичную песню (книга-альбом “Чувашский костюм от древности до современности” (2002) и альбом “Чувашское народное искусство” (1981). .

Костюм верховых чувашей (из книги «Чувашский костюм от древности до современности») – В. В. Николаев и др.

Здесь девицы чувашские – красотки и весьма грациозны. Одеваются весьма опрятно: рубаха белая как снег, грудь и ворот вышиты разными узорами.
С. М. Михайлов (1852)

Верховые чуваши (вирьялы) проживают на компактной территории от Суры до Волги, между городами Ядрин, Чебоксары, Цивильск и Шумерля (ныне это северо-западные районы Чувашской Республики). Формирование этой этнографической группы произошло в XIV–XV веках в результате ассимиляции пришлыми болгарами части горномарийских и мордовских племен.

Ил.1. Женский костюм. Начало XX в.

В середине XIX века этнограф С. М. Михайлов указывал: «Здешние чуваши в последствие времени переняли костюм от черемис, но однако ж у иных и поныне хранятся старинные наряды. » 1 .
Женский костюм верховых чувашей имел объемные формы, поэтому силуэт был спокойным и устойчивым. Такой костюм подчеркивал достоинство и здоровье женщины, диктовал определенную пластику движений. Он не был тяжеловесным, не затруднял движений, что отвечало идеалам красоты и характеру чувашей (ил. 1, 2).
Рубаха из тонкого белого холста являлась основой костюма. Она шилась очень просторной, длиной до середины голени. Прямые рукава были широкими и длинными. Декор рубах был лаконичным, почти графичным. Узоры выполнялись тонкими нитками, мелкими контурными швами и косой стежкой.

Ил.2. Верховые чуваши в традиционных костюмах. Фото Г. Ф. Локке, 1869 г.

Нагрудная часть обрядовых рубах покрывалась узорами и крупным орнаментом из шелковых лент. Вдоль плечевого шва, а также на концах рукавов и по подолу располагались узкие полоски вышивки в один-два цвета. Использовались такие швы, как «глаза цыпленка», «гусиные зубы», «волна», «змейка», «дурной (или мудреный) шов». Прелесть орнамента – в гармоничном сочетании рисунка и больших участков белого фона, разнообразии и филигранной точности: «на праздник или, например, на свадьбу чуваш наденет рубаху такую, что подумаешь – на ней не рисунок вышит, а вплоть ее паук паутиной оплел. » 2 .
В конце XIX – начале XX века нагрудную часть рубахи почти не расшивали узорами, так как ее стали закрывать богатыми серебряными украшениями.

Ил.3. Костюм замужней вирьялки. ХIХ в. Тонкая филигранная вышивка гармонично сочетается с серебряными украшениями.

Лишь края грудного разреза продолжали «защищать» плотным, искусным орнаментом темных тонов (ил. 4 а, 5).
Рубахи надевались особым образом: туго подпоясывались, а затем поддергивались кверху по всей талии так, что подол поднимался до уровня колен. Сверху подвешивали передник и повязывали еще два пояса, к которым крепили различные поясные подвески. Концы старинных поясов вышивались сложными многоярусными узорами с космогонической символикой.

Ил. 4. Узоры грудного разреза: а) рубаха верховых чувашей; б) рубаха бесермян, древних сородичей чуваш.

В XIX веке женский головной убор состоял из трех-четырех предметов. Голова оставалась открытой, волосы тщательно причесывались, четко делились на две половины прямым пробором и туго заплетались в одну или две косы до пояса. Основной частью был длинный и узкий сурпан в виде полотнища из тонкого холста, с двусторонним красным узором по всему периметру, которым закрывали только шею. Затем полотнище укладывалось по спине двумя параллельными полосами.

Ил. 5. Женская рубаха. XIX в. Шелковыми лентами нашивались геометрические фигуры типа меандра – «Знаки огня».

Головная повязка масмак крепилась к сурпану и составляла с ним единый узел. Она была подобна радуге, светящейся на голове. Красные узоры на этой полоске холста символизировали движение светил и круговорот жизни. Благодаря сочетанию желто оранжевых, зеленых и черных нитей достигался эффект «мерцания» узоров (ил. 6).

Ил. 6. Головные повязки масмак. Начало XX в. Фрагменты. Колорит золотистого орнамента имеет преемственную связь с золотым шитьем.

Праздничный женский костюм включал головной убор хушпу. Однако у вирьялов он не являлся шапочкой, а лишь облегал голову, оставляя ее верхушку открытой. Обычно на хушпу нашивалось четыре ряда серебряных монет, верхний край окаймлялся мелким красным бисером. Наспинная часть была в виде узкой полосы, зашитой рядами «копеек».
Исследователи считают, что в прошлом девушки носили нарядные шапочки тухья. Но здесь они сохранились лишь в пограничных районах между верховыми и средненизовыми чувашами.
Украшения вирьялского костюма отличались разнообразием и богатством (ил. 7).
При взгляде на праздничный костюм XIX века возникает впечатление струящегося серебряного потока. Его сияние словно стекало книзу от ушных подвесок халха сакки к ожерельям, нагрудным подвескам ама, сурпан, сакки и шулкеме. Серебряные украшения выделяли смысловой центр костюма, подчеркивали красоту и зрелость женщины.

Ил. 7. Женский костюм. Конец XIX в . Нагрудные украшения изготавливались путем сплошного нашивания серебряных монет на пластины из толстой кожи.

Основные виды нагрудных украшений выполнялись на широких прямоугольных пластинах из толстой кожи и сплошь зашивались мелкими серебряными монетами (ил. 8). Девушки носили шулкеме, нижняя кромка которых украшалась одним рядом белых раковин каури. Женские сурпан сакки имели ту же форму, но к их верхней стороне пришивалась треугольная застежка с иглой. Украшение прикалывалось к сурпану и оттягивало его книзу. В женском костюме оба украшения соединялись вместе, одно над другим, создавая плотный серебряный щит на груди.
Вторым типом нагрудных украшений были длинные кожаные полосы, перекинутые за шею и опускающиеся двумя полосами почти до талии (общее название ама, маййа) (ил. 9).

Ил. 8. Праздничный женский костюм. Конец XIX в. Дополнен богато орнаментированным платком, поясами и поясными подвесками.

Передняя часть маййа зашивалась двумя-тремя рядами крупных монет, декор мог дополняться серебряной или медной цепочкой, а также бусами, лентами и медальонами. В комплекс украшений входила также чересплечная теветь, имевшая вид ленты, обшитой красным шелком. Она покрывалась рядами раковин каури, бусами и мелкими монетами.

Рубаха всегда белая; в некоторых районах нижние края ее, а также края рукавов вышиваются и оторачиваются тесьмами и кружевами; ее носят высоко; ноги почти до колен бывают открыты. Рубаха стягивается поясом. Поверх рубахи надевается спереди «саппан» – фартук или передник. Саппан перепоясывается широким, лентообразным, шелковым или шерстяным, поясом («хырам-оли» или «хырам-орли»). Поверх же саппана на груди носят «шулкеме», состоящий из двух кожаных четвероугольников, покрытых серебряными монетами и украшенных мелкими бусами и раковинками («хорт-посси»). На шулкеме ниспускается носимый на шее «херес-сакки», представляющий из себя соединенную концами кожаную ленту, к которой пришиваются серебряные монеты, иногда в один, иногда в два ряда; к концу его, ниспускаемому вперед, прикрепляется металлический крест (большой), который часто заменяется одной или тремя большими серебряными монетами. [. ]

Ил.9. Нагрудно-наспинное украшение маййа (ама). Начало XX.

Сзади, на шее, принято носить «пос-хысе», прикрепляемый к «херес-кантри» и представляющий из себя тоже кожаную ленту, покрытую серебряными монетами. Вместе с херес-кантри носят на груди еще металлическую цепь из польского серебра, называющуюся «вачара» или «чеплушке». Цепь эта один раз обертывается вокруг шеи, потом опускается на грудь. Кроме того, на шее носят еще «ама», монисто в виде ожерелья. [. ] На шее, под ушами, с обеих сторон ставятся, хотя и не везде, «алка» – рожки, составленные из 5-6 согнутых по обеим концам палочек из польского серебра (имеют они форму ушных раковин). В некоторых местах носят еще «холха-тенки» («ушная монета»), т. е. наушники из монет, носимые как бы вместо серег и надеваемые на уши. На рубахе в некоторых местах носят еще второй пояс, к которому прикрепляют с боков по одному или по нескольку «сара», т. е. вышитых платков продолговато-четвероугольной формы, а сзади «хуре» (хвост), состоящий из нескольких (3-6) медных трубочек, сквозь которые продеты черные нитки, образующие гриву. На бедрах носят, кроме того, «йенчек» или «йаркача», представляющий из себя украшенные кончики пояса с кисточками.
Г. И. Комиссаров. Чуваши Казанского Заволжья. Казань, 1911 г.

Ил.10. Девичий костюм. Начало XX в. Подобен женскому, но отличался отсутствием масмака и сурпана.

В начале XX века украшения были весьма тяжелыми; чтобы они не мешались при ходьбе и работе, их прижимали поясом. Готовясь идти на свадьбу, серебряные наряды обязательно чистили мелом до ослепительного блеска.

Читайте также:  Модный голубой маникюр 202021 — самые красивые фото идеи и новинки

Ил.11. Девичья шапочка калпак. XIX в. Округлая шапочка из холста украшена типично «вирьялским» орнаментом.

Наряды девушек не были столь многослойны и богаты как женские (ил. 10). «Костюм девушки-вирьялки отличается от костюма замужней женщины отсутствием сорпана, масмака, сорпан-хысе, пос-йеппи кантри, сара, хошпу. [. ] С открытой головой девушка-вирьялка ходит редко: чаще всего повязывается платком белого, черного или другого цвета. Коса у девушки обычно одна, заплетается она лентами («шаши хури»), которые привязываются к поясу. Благодаря этому, девушке всегда чувствительно, когда она наклоняется, и она как бы поневоле приучается держать голову прямо» 3 .

Слева ниже ил.12. Костюм свахи пуштерле шопар. Последняя треть XIX в. Особую экзотичность наряду придавал его верх, который шился из яркого фабричного ситца. На голову поверх масмака надевались хушпу или кумачовая шапка.

Были распространены и шапочки, сшитые из холста, с нарядной вышитой полосой по низу. Их могли носить как пожилые женщины, так и девушки (ил. 11).
Привычные образы костюмов значительно менялись во время праздников и обрядов. Одним из примечательных видов праздничных одеяний являлся халат шопар с удлиненными рукавами, сшитый из белого холста, с узорами по груди, плечам и спине. К XIX веку он уже не использовался для проведения обрядов и считался свадебной одеждой.

13. Семья сельского интеллигента. 1930 г. Чебоксарский р-н, д. Синьялы. Из архива 3. М. Ивановой.

В конце XIX – начале XX века в некоторых местностях Ядринского и Чебоксарского уездов получили распространение и экзотичные по виду свадебные халаты пуштерле шопар с отрезной талией (ил. 12). «Пышная», сборчатая нижняя часть была черной, а верх шился из яркого фабричного ситца. Из пестрых лент и позумента на их спинках выкладывались фигуры типа ромба с «завитками».
Поверх пуштерле шопар навешивались украшения, повязывались пояса и различные поясные подвески, закрывающие всю окружность фигуры. Туй арам (сваха) надевала на голову особую шапку, затянутую кумачом.

Ил.14. Рубаха «башкирских» верховых чувашек. Начало XX. Ношение белых рубах устойчивая черта всех групп вирьялов.

Мужские праздничные костюмы включали в себя верхнюю одежду из сукна, красной, зеленой или синей ткани. Исследователи отмечали, что «чувашские холостяки одеваются отлично, у них даже есть кафтаны, обшитые сурком или хорьком, да и сами молодец к молодцу» 4 .
В начале XX века в быт начали внедряться новые типы одежды. Пожилые носили наряды «по-старинному», а молодые тянулись к городской одежде (ил. 13). Уходили в прошлое древние способы орнаментирования.
Вирьялы переселенцы, в каких бы краях они ни жили, стремились сохранять старинные традиции, в том числе приверженность к белому цвету рубах. Так, в XIX веке небольшие группы вирьялов обосновались в Башкирии. Они и здесь долгое время продолжали шить рубахи из белого холста (ил. 14).

1 Михайлов С. М. Кратное этнографическое описание чуваш // Труды по этнографии и истории русского, чувашского и марийского народов. Чебоксары, 1972. С. 86 (впервые опубл. в газ. «Казанские губернские ведомости», 1853).
2 Живописная Россия. Т. VIII. Ч. 1. СПб. – М. 1901. С. 109.
3 Комиссаров Г. И. «Чуваши Казанского Заволжья» // Известия ОАИЭ. Казань. 1911. Т. XXVII. Вып. 5. С. 337.
4 Михайлов С. М. Чувашские свадьбы // Казанские губернские ведомости. 1852-1853.

Николаев В. В. , Иванов-Орков Г. Н., Иванов В. П. Чувашский костюм от древности до современности. Москва-Чебоксары-Оренбург, Фонд историко-культурологических исследований им. К. В. Иванова, 2002. С. 88–107.

Чувашский национальный костюм: описание с фото, модели, отзывы

Одежда — важная часть многовековых национальных традиций. Она раскрывает особенности менталитета народа, воспроизводит в орнаменте его представления о добре и зле, формирует неповторимый культурный облик.

Чувашская одежда представлена разнообразием головных уборов, платьев и костюмов, а также известна богатством вышитых ромбо- и зигзагообразных узоров, монетной и бисерной отделки, специального кроя. По назначению она использовалась лишь примерно до середины XX века. Некоторые старинные наряды дошли до наших дней и пополнили коллекции Национального музея, Музея чувашской вышивки, Чувашского государственного художественного музея.

Чаще всего чуваши изготавливали одежду из домотканого полотна, кожи, войлока, овечьей шерсти или сукна. Почти в каждом крестьянском дворе имелся прядильный и ткацкий инвентарь. Холсты для будущих изделий умели ткать все деревенские женщины. Для этого они выращивали лен и коноплю. Обувь чуваши мастерили из дерева и луба.

Белая рубаха (кĕпе) — основа всех чувашских одеяний. Мастерицы шили ее из конопляного полотнища. Боковые части закрывали прямыми вставками, которые расширяли рубаху книзу и подчеркивали ее объемный силуэт. Высота женского кĕпе достигала 120 см, а мужского — 80 см.

Весной и осенью женщины спасались от прохлады легким кафтан-халатом или суконным кафтаном. Зимой чуваши надевали штаны из домашнего сукна и приталенную шубу из овчины со сборками на талии (кĕрĕк). Женская одежда отличалась от мужской большим числом сборок. Как правило, их было около пяти. Они подчеркивали состоятельность владельца шубы. Ведь если много сборок, значит и немало овчин ушло на ее изготовление.

Одежда девочек была проще, но выглядела не менее нарядно. Платья украшались несложным узором или тесьмой на подоле. На нагрудной части рубахи обычно вышивали две аккуратные косые полосы, а одну — только для сирот.

Мужчины носили холстяные туникообразные рубахи (кĕпе) длиной до колен. Здесь грудной разрез располагался справа и завязывался тесьмой. Кĕпе низовой группы чувашей (анатри) отличались цветным клетчатым узором в красную или синюю клетку. Простые рабочие рубахи ничем не украшались, а праздничные — имели вышивку на грудном разрезе, рукавах и подоле.

Считалось, чем богаче узор, тем праздничнее одеяние. Однако мужской наряд орнаментировался скромнее женского. К примеру, на рубахе в области плеч вышивали узоры-символы неба, в области груди — узоры-символы огня, которые, по верованиям древних чувашей, обозначали мужественность.

Кроме того, мужчины носили штаны (йeм) и однотонную безрукавку. На праздники парни надевали кожаные сапоги (сăран атă).

Весной и осенью представители верховой группы носили в повседневности холстяной кафтан (шупăр) или шерстяной кафтан (сăхман), а низовой — суконный халат (пустав). Так же, как и женщины, зимой мужчины ходили в штанах из домашнего сукна и шубе из овчины с 2−3 сборками на талии (кĕрĕк). В дорогу поверх шубы или кафтана состоятельные чуваши надевали черный овчинный тулуп.

Одежда мальчиков была схожа со взрослой, но она не имела вышивки с ритуальной символикой. Ворот рубахи мальчика-подростка украшал однотонный узор.

Головные уборы чуваш — уникальное явление в национальной культуре. Необычные женские шапочки, украшенные вышивкой, бисером, монетами, а также мужские войлочные шляпы — одни из самых узнаваемых элементов чувашской одежды.

Тухья — округлый головной убор, который носили девочки и незамужние девушки по праздникам и выходным дням. Он изготавливался из 1−2 слоев холста, украшался бисерной вышивкой и серебряными монетами.

Тухья низовых чувашей была с шишечкой, бисерным навершием, наушниками или ремешком для закрепления на подбородке. Убор верховых чувашей этих деталей не имел. Орнамент состоял из крупных меандров, ромбов и крестов с загнутыми концами. После замужества девушки передавали свои тухьи младшим сестрам.

Замужние женщины покрывали голову сурпаном — полоской белой ткани, концы которой украшались вышивкой. В обычные дни поверх сурпана повязывали пуç тутри, узкую повязку на голову. По праздникам женщины носили хушпу, открытую шапочку, богато украшенную монетами. Отличительная особенность хушпу — хӳри, наспинная полоса до пояса или ниже с рядами монет и бисерной вышивкой.

Ссылка на основную публикацию