ТОП-10 упражнений для растяжки мышц всего тела


Гибкость играет важную роль для хорошего физического самочувствия и благополучия. Специалисты считают, что хорошая гибкость помогает достичь лучших результатов в тренировках, повышает подвижность и координацию, уменьшает мышечную боль и предотвращает травмы. В нашей статье мы поделимся с вами самыми лучшими упражнениями для растяжки.

Растяжка может быть очень приятным занятием, особенно если правильно её выполнять. Следуйте простым основным правилам:

1. Поза кошки/коровы

Эта асана (поза) из йоги отлично подходит для начала разогрева позвоночника, она также улучшает гибкость спины, шеи и плеч.

Встаньте на четвереньки. Медленно выгните спину, скруглив её наверх, постарайтесь подтянуть живот к позвоночнику. Голова смотрит вниз, следите за тем, чтобы отсутствовал зажим в шее (поза коровы). Задержитесь в данной позе на несколько вдохов-выдохов. Затем начинайте движение в обратную сторону: сделайте прогиб в спине, как кошка. Задержитесь в данной позе на несколько вдохов-выдохов.

Повторите упражнение 10 раз.

2. Поза собаки мордой вверх


Это просто фантастическое упражнение для растяжки спины, главное — убедитесь, что вы не перенапрягаете её. Если вы чувствуете боль или дискомфорт в шее, вы, вероятно, переусердствовали.

Лягте на живот. Поставьте руки в упор как при отжиманиях и оторвите туловище от пола. При этом удерживайте бёдра и ноги на полу. Старайтесь, чтобы в ногах и ягодичных мышцах отсутствовало напряжение.

Удерживайте это положение в течение 30 секунд, повторите 3 раза.

3. Поза собаки мордой вниз


Основная асана в йоге, которая позволяет вытянуть позвоночник и хорошо поработать на растяжку ног.

Встаньте на четвереньки, а затем постепенно отводите таз назад. Вы должны образовать две линии под острым углом: первая — руки и спина, вторая — ноги. Старайтесь опустить пятки на пол. Следите за тем, чтобы спина была прямая, не скругляйте её в области поясницы.

Удерживайте это положение в течение 30 секунд, повторите 3 раза.

Позы йоги также могут улучшить ваше либидо. Подробнее об этом мы рассказывали в нашей статье «7 поз йоги, которые улучшат вашу сексуальную жизнь».

4. Мостик


Знакомое с самого детства упражнение на растяжку — поза моста — это не только эффективное основное упражнение, но также хорошая растяжка для шеи, позвоночника и бёдер.

Лягте на спину, согнув колени. Медленно поднимите бёдра вверх, затем оторвите от пола плечи и голову. Медленно дышите.

Удерживайте положение в течение 30 секунд, повторите 3 раза.

Если вам сложно выполнять мост, начните растяжку с полумоста: в этом случае вы отрываете от пола только бёдра и поясницу.

Лучшие упражнения для того, чтобы избавиться от скованности в плечевом отделе мы собрали для вас в статье «Сбросить оковы: лучшие упражнения для ваших плеч и шеи».

5. Боковой выпад


Давайте перейдём к растяжке ног.

Встаньте прямо, расставив ноги на двойную ширину плеч. Медленно перенесите вес тела на правую сторону, сделав выпад на правую сторону. Задержитесь на 30 секунд.

Повторите упражнение 3 раза с каждой стороны.

6. Классический выпад


Продолжаем работать с растяжкой ног.

Встаньте прямо и сделайте глубокий выпад вперёд. Руки поставьте у согнутой ноги. Колено выпрямленной ноги старайтесь прижимать к полу. Опуститесь настолько низко, насколько вам позволяет растяжка. Держите тазовые кости прямо.

Повторите упражнение 3 раза с каждой стороны.

7. Наклон к ногам


Давайте продолжим работать с растяжкой ног, сделав акцент на подколенном сухожилии.

Сядьте на пол, вытянув обе ноги прямо перед собой. Вытяните руки и наклонитесь вперед, стараясь дотянуться как можно дальше, держа ноги прямыми. Задержитесь на 30 секунд.

Повторите упражнение 3 раза.

8. Бабочка


Одно из самых эффективных упражнений для раскрытия тазобедренных суставов.

Сядьте у стены, спину держите прямо. Согните ноги в коленях, а затем разведите их в стороны. Держите ступни вместе, старайтесь опустить колени на пол.

Удерживайте это положение в течение нескольких минут.

9. Складка вперёд

Это упражнение направлено на повышение гибкости внутренней и внешней сторон ног.

Сядьте на пол с прямыми ногами. Вытяните ноги в стороны как можно шире. Начинайте выполнять наклон с прямой спиной. Опускайтесь настолько низко, насколько сможете.

Задержитесь в этом положении на 30 секунд.

10. Скручивание позвоночника лёжа


Лягте на спину на пол, руки вытяните в стороны. Согните правую ногу в колене, а затем заведите её за левую ногу. Постарайтесь положить колено на пол. Задержитесь на 30 секунд.

Повторите упражнение 3 раза с каждой стороны.

А есть ли какие-то ограничения у растяжки? Конечно, как и у любого вида физической нагрузки. Подробнее об этом мы рассказывали в нашей статье «Шпагат шпагату рознь: 5 мифов о пользе растяжки».

Комплекс упражнений на растяжку.
учебно-методический материал по физкультуре

Сначала несколько полезных советов для новичков:
1. Перед растягиванием нужно хорошо разогреться (велотренажёр, скакалка, бег и т.п.)
2. Растягивание – это не накачивание мышц, можно до конца жизни остаться калекой.
3. Некоторые считают, что растягиваться нужно до боли или не будет результата. На самом деле, самое главное это постоянные занятия (минимум через день), тогда и результат будет

Скачать:

ВложениеРазмер
kompleks_uprazhneniy_na_rastyazhku.docx12.64 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений на растяжку.

Сначала несколько полезных советов для новичков:
1. Перед растягиванием нужно хорошо разогреться (велотренажёр, скакалка, бег и т.п.)
2. Растягивание – это не накачивание мышц, можно до конца жизни остаться калекой.
3. Некоторые считают, что растягиваться нужно до боли или не будет результата. На самом деле, самое главное это постоянные занятия (минимум через день), тогда и результат будет.

Все упражнения следует выполнять по порядку без перерывов или с очень короткими, если уж очень хочется передохнуть.

Упражнение №1:
Поставить ноги на ширине плеч, руки на пояс. Выполнить наклоны вправо-влево. 12 раз.

Упражнение №2:
Поставить ноги на ширине плеч, руки на пояс – круговые вращения туловищем. 8 раз влево, 8 раз вправо.

Упражнение №3:
Поставить ноги на ширине плеч, руки за голову – круговые движения тазом. 8 раз влево, 8 раз вправо.

Упражнение №4:
Поставить ноги вместе, руки на коленях – круговые вращения коленями. 8 раз влево, 8 раз вправо.

Упражнение №5:
Согнуть вперед одну ногу, руки на поясе – круговые вращения согнутой в колене ногой. 8 раз одной ногой, затем 8 раз другой ногой.

Упражнение №6:
Поставить ноги вместе – наклон вперед. Выполнить 12 пружинистых движений.

Упражнение №7:
Поставить ноги на двойную ширину плеч – наклоны вперед. Выполнить 12 пружинистых движений.

Упражнение №8:
Выпад в сторону. Переместить вес тела на правую ногу, левую вытянуть, затем поменять положение ног. 12 раз.

Упражнение №9:
Выполнить выпад в левую сторону – переместить вес тела на левую ногу, правую вытянуть, разворачивая туловище вправо на 90 градусов, переместить вес тела на правую ногу, левую выпрямить, перейти в положение выпад вперед. 8 раз влево, 8 раз вправо.

Упражнение №10:
Выполнить выпад в правую сторону, левую ногу вытянуть. Развернуть туловище в правую сторону, перейти в положение выпад вперед. Выполнить 8 раз в правую сторону, затем переместить вес тела на левую ногу и выполнить 8 раз в левую сторону.

Упражнение №11:
Поставить стопы на полторы ширины плеч, захватить стопы руками, стараясь присесть как можно ниже , выпрямляя спину и выводя таз вперед. Выполнять в течение 1 минуты.

Упражнение №12:
Встать на колени, руки захватить в замок. Выполнить приседания вправо-влево, попеременно касаясь ягодицами пола. 6 раз в каждую сторону.

Упражнение №13:
Встать на колени, колени развести как можно шире, стопы развести в сторону. Выполнить 12 приседаний, касаясь ягодицами пола.

Упражнение №14:
Сесть на пол, соединить ноги вместе и выполнить 12 пружинистых наклонов вперед.

Упражнение №15:
Сесть на пол и развести прямые ноги в стороны, выполнить пружинистые наклоны вперед. 12 раз.

Упражнение №16:
Сесть на пол, левую вытянуть, правую согнуть в колене и прижать стопу к левому бедру, выполнить наклоны вперед. 8 раз к левой ноге, затем поменять положения ног.

Упражнение №17:
Сесть на пол, левую ногу вытянуть, правую ногу согнуть и отвести назад, выполнить наклон вперед. Сделать 12 пружинистых наклонов и поменять ноги.

Упражнение №18:
Сесть на пол, сплести в “лотос” и выполнить наклон вперед. 12 раз.

Упражнение №19:
Сесть на пол, соединить стопы вместе, затем локтями развести ноги в стороны. 16 раз.

Упражнение №20:
Сесть на пол попеременно заложить за шею правую и левую ноги.

Упражнение №21:
Лечь на живот, согнуть руки в локтях. Выпрямить руки, прогнуть спину, голову поднять вверх. Задержаться в этом положении 30 сек.

Упражнение №22:
Лечь на живот, взять руками за стопы. Прогнуть спину, голову поднять вверх. Задержаться в этом положении 30 сек.

Упражнение №23:
Лечь на живот, согнуть ноги в коленях. Выпрямить руки, прогнуть спину. Задержаться в этом положении 30 сек.

Упражнение №24:
Встать на колени, взяться за голеностопы руками, прогнуть спину назад. Задержаться в этом положении 30 сек.

Упражнение №25:
Выполнить “гимнастический мост”. Задержаться в этом положении 30 сек.

Упражнение №26:
Поставить ноги вместе, выполнить наклон вперед. Задержаться в этом положении 30 сек.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Можно использовать на уроках физкультуры как для исправления осанки детей, так и для профилактики возникновения сколиоза.

Комплекс упражнений при нарушении осанки (сколиоз). №1. направлен на восстановление нарушенной осанки обучающихся разных возрастных групп.

для педагогов дополнительного образования.

Тестовое упражнение: Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу. Тренируемое качество: Сила, силовая выносливость.

Тестовое упражнение: Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу.

Растяжка (стретчинг) — это комплекс упражнений направленных на увеличения гибкости человека, улучшение эластичности мышц, укрепление суставов и связок.У каждого свои цели, например:сесть на шпаг.

Растяжка на всё тело: польза и 20 упражнений

Многие думают о растяжке как о чем-то, выполняемом только бегунами или спортсменами, но она необходима всем на регулярной основе для сохранения мобильности и гибкости.

Растяжка помогает поддерживать диапазон движений в суставах, чтобы мышцы не сокращались и становились более слабыми. Когда вы начинаете физическую активность без предварительного разогрева, это может привести к возникновению болей в суставах, судорогам, растяжениям и другим повреждениям.

Зачем нужно растягиваться?

У регулярного выполнения растяжки есть множество преимуществ:

  1. Уменьшает жесткость мышц и увеличивает диапазон движений. Растяжка замедляет дегенерацию суставов, что дает повышенную гибкость и способность выполнять повседневные действия с относительной легкостью. К тому же, нельзя отрицать, что чем гибче вы, тем шире амплитуда движений, соответственно, и тренировки становятся интенсивнее.
  2. Увеличивает приток крови к мышцам . Выполнение стретчинга на регулярной основе может улучшить ваше кровообращение . В свою очередь хорошее кровоснабжение увеличивает поступление питательных веществ в мышцы, помогает сократить время их восстановления и уменьшить болезненность, наступающую после тренировок.
  3. Улучшает осанку и уменьшает боли в спине. Согласно одному из исследований , сочетание силовых тренировок с упражнениями на растяжку способно уменьшить мышечно-скелетную боль и удерживать позвоночник в правильном положении.
  4. Снимает стресс. Сочетание упражнений на растяжку с глубоким дыханием снимает напряжение в мышцах и расслабляет их. Вы можете этого не замечать, но эмоциональный стресс заставляет ваши мышцы напрягаться и сжиматься. Типичными областями, которые могут страдать от боли, связанной со стрессом, являются шея, верхняя часть спины и плечи. Уделяйте достаточное внимание этим зонам.

Относительно снижения риска получения травм благодаря растяжке у ученых единого мнения нет. Об этом говорит и исследование , проведенное в 2001 году ученым по имени Ian Shrier. В нем утверждается, что повреждения появляются не из-за недостаточной гибкости мышц, а по причине неправильной техники выполнения упражнений, чрезмерных нагрузок и неподходящего диапазона движений. Растяжка способна уменьшить мышечное напряжение, но не является панацеей от травм.

Статическая и динамическая растяжка

На самом деле существует гораздо больше видов растяжки, среди которых:

Большая часть из них используется профессиональными спортсменами и требует выполнения под четким руководством и присмотром специалистов во избежание получения травм.

Растяжка для начинающих или любителей обычно ограничивается статической и динамической.

В чем их отличия?

Динамическая растяжка выполняется, как правило, перед тренировкой. Она повышает температуру тела и позволяет мышцам более эффективно сокращаться и генерировать большую силу, готовит сердце и легкие к активной деятельности, более эффективно доставляет кислород к работающим мышцам и удлиняет их, улучшая тем самым диапазон движений суставов.

То есть это пружинистые и амплитудные движения по типу махов, перекатов, вращений, ударов ногами и руками и т.д.

Согласно исследованию, динамическая растяжка мышц особенно рекомендуется для тех, кто предпочитает бег, командные виды спорта по типу футбола и баскетбола, а также силовые тренировки в тренажерном зале или дома.

Статическая растяжка подразумевает фиксацию тела в одном положении в течение 15-30 секунд. Выполняется в ответ на специфическую мышечную напряженность или болезненность. Упражнения, относящиеся к такому виду растяжки: наклоны вперед, назад и к полу, складка, «бабочка» и другие.

Статическую растяжку рекомендуется делать после тренировки или в качестве самостоятельной активности.

Общие рекомендации по стретчингу

Вот несколько советов, которые следует учитывать при выполнении растяжки, чтобы получить максимальную пользу:

Упражнения для растяжки

Главный плюс всех упражнений в том, что они отлично подходят как для улицы, фитнес-клуба, так и для растяжки в домашних условиях.

1. Наклоны головы

Сначала наклоните голову вбок, стараясь прикоснуться ухом к плечу, повторите движение в другую сторону. Затем наклоните голову вперед и назад, вернитесь в исходное положение и посмотрите влево и вправо, поворачивая голову до упора. Важно, чтобы спина при этом оставалась ровной. Избегайте резких и пружинистых движений. Упражнение можно выполнять как сидя, так и стоя, а также в процессе можно помогать себе руками.

2. Упражнения для растяжки плечевого пояса и рук

Для растяжки задней дельты и вращательной манжеты плеча идеально подходит упражнение, знакомое всем еще со времен школы. Выпрямите руку, прижмите ее чуть выше грудной клетки (параллельно полу), ладонью второй руки обопритесь на локтевой сустав и в качестве рычага пытайтесь максимально направить в противоположную сторону. Зафиксируйте положение минимум на 10 секунд, затем поменяйте руку. Важно при этом не поворачивать корпус.

Сделать растяжку трицепса и плеч помогут сложенные в замок руки, находящиеся за спиной. Для этого одну руку заведите через спину снизу ладонью вверх, а другую через верх ладонью вниз. При этом руки максимально прижаты к спине, а локти устремлены вверх и вниз. Ваша задача – сложить пальцы в замок или дотронуться ими и зафиксировать данное положение минимум на 10 секунд, а затем поменять сторону.

Растяжка передних мышц плечевого пояса выполняется следующим образом: заведите правую руку за спину, левой рукой ухватитесь за ее запястье и отведите как можно дальше назад. Делайте это плавно и без резких движений. В пиковой точке остановитесь и зафиксируйте положение хотя бы на 10 секунд, затем поменяйте руку и проделайте тоже самое.

Не пренебрегайте и обычными махами руками вперед и назад. Сделайте 20 вращений прямыми руками вперед, а потом в обратную сторону. Для развития координации можно разнообразить упражнение, проделывая круговое движение одной из рук вперед, а другой назад.

Не забывайте про вращение предплечий. Вытяните руки по сторонам и сделайте вращение в локтевом суставе предплечьями в средину и наружу по 15-20 повторений.

Завершите процесс вращением кистей. Сцепите замком кисти рук и выполните вращения в обе стороны по 30 секунд.

3. Упражнения для растяжки мышц груди

Обопритесь одной рукой о стену, опустите плечо и медленно развернитесь в противоположную сторону. Затем повторите действие с другой рукой.

Еще один эффективный метод – растяжка грудных мышц с двумя руками, заведенными за спину. Сложите ладони в замок и поднимайте руки, не сгибая их в локтях, как можно выше. Также можно усложнить упражнение, делая при этом наклон вперед с ровной спиной.

Следующее упражнение особенно полезно для людей с плохой осанкой. Для его выполнения обопритесь ладонями рук о стену, затем начните отходить от стены, нагибая корпус как можно ниже, чтобы он стал параллелен полу. Следите за тем, чтобы ваши ладони не сползали вниз и оставались выше корпуса. Голова должна образовать прямую линию с туловищем, взгляд устремлен на пол.

4. Упражнения для растяжки мышц спины

Встаньте прямо, ноги разместите на ширине плеч. Начинайте выполнять медленные наклоны в стороны. Убедитесь, что ваш корпус не прогибается при этом вперед или назад. Сделайте по 10 повторений на каждую сторону.

Затем выполните еще один вид наклонов. Поставьте ноги чуть шире плеч, вытяните руки в стороны, чтобы они были параллельны полу, затем медленно опускайтесь вниз пока не коснетесь голени. Ухватитесь за нее рукой и зафиксируйте эту позицию на 10 секунд. Взгляд должен быть направлен вверх. Поменяйте сторону.

Также используйте классические наклоны вперед с касанием ладонями пола.

Чтобы разогреть трапециевидные мышцы, поставьте ноги вместе и немного согните их в коленях. Руки перед собой, ладони расположены на макушке головы. В таком положении, помогая руками, старайтесь максимально округлить спину в области лопаток, пытаясь приблизить подбородок к груди.

Для растяжки широчайших мышц спины и межпозвоночных дисков подходит «поза ребенка», она часто используется в йоге. Займите положение на полу, стопы и колени должны быть собраны вместе, опустите таз на пятки, а затем на выдохе медленно опускайтесь вниз с выпрямленными руками, пока лоб не коснется пола. Зафиксируйте это положение на 10-20 секунд и вернитесь в исходную позицию.

Из этого упражнения можно выйти в другое, под названием «собака мордой вниз». Оно хорошо растягивает заднюю поверхность ног, мышцы спины, удлиняет позвоночник и убирает зажимы в шейном отделе. Опуститесь на колени, сядьте на пятки и руками тянитесь вперед, ладони должны быть прижаты к полу. Проследите, чтобы руки и ноги были на ширине плеч. Из этого положения плавно поднимайтесь вверх, соблюдая важное условие – спина должна оставаться ровной. Если у вас не хватает растяжки, отрывайте пятки от пола или согните ноги в коленях.

Чтобы проработать большие ягодичные мышцы, а также наружные косые и прямые, лягте на спину, поднимите согнутую правую ногу и переместите ее влево, чтобы колено коснулось пола. Можете помочь себе рукой. При этом следите, чтобы голова, лопатки и спина не отрывались от коврика. Замрите в таком положении на 15 секунд и затем поменяйте ногу.

5. Упражнения для растяжки мышц пресса

Еще одно упражнение, активно использующееся в йоге, носит название «поза верблюда». Встаньте на колени, чтобы ноги были на ширине таза, медленно отклоняйтесь назад, а руками обопритесь о пятки. Грудная клетка должна быть устремлена вверх, голова запрокинута назад, а лопатки сведены вместе. Останьтесь в этом положении на 15 секунд.

Также простой способ растянуть прямую мышцу живота, подвздошную и наружную – прогиб назад. Руки можно держать опущенными или поднять, взгляд должен быть устремлен вверх. Подобный эффект также можно получить от упражнения «собака мордой вверх», которая выполняется лежа на коврике.

6. Упражнения для растяжки ног

Стретчинг для ног нужен не только в случаях, когда есть цель сесть на шпагат. Он полезен в том числе для нормализации менструального цикла, помогает избежать отложения солей, повышает гибкость тазобедренного сустава, что облегчает естественные роды, и многое другое.

Растяжка мышц тазового дна можно осуществить с помощью простого упражнения. Сядьте на пол, широко расставьте ноги, чтобы они не сгибались в коленях и плотно прилегали к полу. Затем начните наклоняться вперед, в стороны (к голеням) и назад поочередно.

Продолжите растяжку упражнением «бабочка». Оно направлено на проработку мышц бедер и тазобедренного сустава. Сядьте на коврик, разведите ноги в стороны, а затем соедините стопы. При этом ступни должны быть расположены максимально близко к паховой области, а колени не отрываться от пола, но последнее достигается со временем. Следите за тем, чтобы спина при этом оставалась ровной. Упражнение можно усложнить, выполняя в бабочке наклоны вперед.

Также используйте классический вариант наклонов вперед с ровными и сведенными вместе ногами. Данное упражнение также называют «складка». Его можно делать как на полу, так и в положении стоя.

Растяжку квадрицепса можно сделать с помощью упражнения, которое напоминает выпады. Встаньте на одно колено и возьмитесь рукой за голень или пальцы ноги, расположенной сзади, притяните пятку как можно ближе к ягодице. Напрягайте ягодичные мышцы и зафиксируйте положение, затем повторите с другой ногой.

Чтобы разнообразить рутину, выполните упражнение на растяжку с резинкой. Конкретно данное упражнение нацелено на растяжку мышц задней поверхности бедра, подколенного сухожилия и икроножных мышц.

Лягте на пол, одну ногу поднимите вверх выпрямленной, наденьте на нее эластичную ленту, вторую ногу оставьте на полу (она может быть ровной или согнутой). Медленно тяните поднятую ногу на себя, при этом следите, чтобы голова, лопатки и поясница оставались прижатыми к полу. Затем повторите упражнение с другой ногой. Если у вас нет фитнес-резинки, обхватите ногу руками (за голень или бедро) и проделайте тоже самое.

Если же ваша основная задача – растяжка на шпагат, то стоит использовать комплексы упражнений, разработанные специально для данных целей. Для продольного шпагата они состоят преимущественно из разных видов выпадов, упражнений по типу «лягушка». Это же касается и поперечного шпагата, есть множество методик с использованием книг, стены, стульев. В данной статье рассмотрен комплексный подход.

Если вы рассматриваете растяжку для похудения, то учтите, что жиросжигающий эффект у нее минимальный, но добиться значительных результатов можно в сочетании с силовыми упражнениями и сбалансированным питанием.

Развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения
материал по теме

Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение . Развитие мелкой моторики у детей напрямую определяет качество жизни. Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка. Задача педагогов и детских психологов – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
razvitie_melkoy_motoriki_ruk.docx33.48 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения.

Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение . Почему?

Область мелкой моторики рук охватывает огромное количество самых разных движений. Навыки мелкой моторики помогают нам совершать как примитивные жесты (например, брать в руку предметы), так и достаточно мелкие и сложные движения (к примеру, писать). От степени развития мелкой моторики зависит почерк человека.

Развитие мелкой моторики у детей напрямую определяет качество жизни. Огромное количество бытовых действий связано именно с мелкой моторикой: нам приходится застегивать пуговицы и зашнуровывать ботинки, вдевать нитку в иголку. Кроме этого, исследователи установили связь между развитием мелкой моторикой рук и развитием речи, так что развитие мелкой моторики у детей помогает им быстрее и лучше заговорить.

Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка . Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется! Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.

К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Ещё тридцать лет назад процент таких детей был гораздо меньше! Какова причина этого явления? Да просто в старое время не было обуви и одежды на липучках. Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок. Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.

Развитие мелкой моторики у детей — это естественный процесс, она начинает развиваться еще в младенческом возрасте на базе общей моторики. Ребенок начинает с простых хватательных жестов, потом учится перекладывать предмет из руки в руку, осваивает «пинцетный захват». В два года ребенок уже способен правильно держать ложку и карандаш, начинает рисовать.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Задача педагогов и детских психологов – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

  1. Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем вправо, 4 – 5 раз.
  2. С силой сжимать и разжимать пальцы. 5 – 6 раз.
  3. Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и проделать им круговые движения сначала влево, затем вправо. 4 – 6 раз.
  4. Выпрямить пальцы, одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги. 5 – 6 раз.
  5. Развести прямые пальцы, последовательно, веерообразным движением, начиная с мизинца, согнуть все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение. 3 – 4 раза.
  6. Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и сгибать отдельно каждый палец. Стремиться к тому, чтобы другие оставались собранными в кулак. Упражнения выполняются сидя, поставив локти на стол. Постепенно довести количество повторений до 10 – 15 раз. Закончив гимнастику, следует потрясти расслабленными кистями и сделать массаж.

Комплексы упражнений (потешки)

“Дружат в нашей группе девочки и мальчики”.
Пальцы рук соединяются ритмично в замок.
“Мы с тобой подружим маленькие пальчики”.
Ритмичное касание одноименных пальцев обоих рук.
“Раз, два, три, четыре, пять”.
Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев.
“Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать”.
Руки вниз, встряхнуть кистями.

При выполнении этого упражнения дети сидят на своих местах и ритмично, поочередно, скачками двигают по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих рук.

Пошли пальчики гулять,
пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.
А вторые – догонять,
ритмичные движения по столу указательных пальцев.
Третьи пальчики – бегом,
движение средних пальцев в быстром темпе.
А четвертые – пешком.
медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола.
Пятый пальчик поскакал
ритмичное касание поверхности стола мизинцами.
И в конце пути упал.
стук кулаками по поверхности стола.

Побежали вдоль реки.
движение указательных и средних пальцев по поверхности стола от себя к краю
Дети наперегонки.
Повторить несколько раз.

В гости к пальчику большому
выставляются вверх большие пальцы обеих рук
Приходили прямо к дому:
Ладони вместе, одноименные пальцы соприкасаются
Указательный и средний,
поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно.
Безымянный и последний
Сам мизинчик-малышок
пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы
Постучался на порог.
кулаки стучат друг о друга
Вместе пальчики – друзья,
ритмичное сжимание пальцев в кулаки
Друг без друга им нельзя.

  1. “Ну-ка, братцы, за работу!”

“Ну-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому – дрова нарубить.
Печи все – тебе топить.
А тебе – воду носить,
А тебе – обед варить,
А малышке песни петь,
Песни петь да плясать,
Родных братьев забавлять”.

Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулак, поочередно разгибают все пальцы.

“Наши алые цветки
Распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают”.

Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, затем медленно закрываются, приобретая форму цветка, производятся покачивания головкой цветка.

“Мы делили апельсин,
Апельсин всего один.
Эта долька для кота,
Эта долька для ежа,
Эта долька для улитки,
Эта долька для чижа,
Ну, а волку кожура!”

Начинать с мизинца, загибать попеременно все пальцы.

“В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
Так головки убирали”.

Сжимание и разжимание пальцев рук.

Расслабляющие (самомассаж кистей и пальцев рук)

  1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук меняется.
  2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
  3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
  4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
  5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
  6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.
  7. Надавливание незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.
  8. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.
  9. Сейчас в продаже есть множество игр, целенаправленно развивающих соответствующие навыки. Но нет ничего проще, чем использовать подручные средства, которые есть в любом доме. Итак, несколько упражнений для развития мелкой моторики:
  10. ” Резиночка” . Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.
  11. ” Каляки-маляки “. Берем поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (например, манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь. Сначала взрослый рисует на “доске” линии, а малыш повторяет. Пусть это будут очень простые фигуры: квадраты, круги, зигзаги. Снеговик, домик, солнышко.
  12. ” Солнышко улыбается” . Упражнение от Марии Монтессори. Вырезаем из плотной бумаги круг и рисуем на нем улыбающееся солнышко. Покупаем большое количество цветных скрепок и прикрепляем их по периметру. Можно поиграть с цветами: например, нанизывать сначала желтую скрепку, потом зеленую, потом красную. Или 3 желтых, 3 зеленых, и так далее. Здесь в упражнение добавляется счет. Объясните ребенку, почему солнышко улыбается: оно довольно, потому что с ним играют.
  13. ” Мозаика “. Соберите пуговицы разных цветов и размеров. Их можно, во-первых, сортировать по диаметру, цвету и фактуре (гладкие-шершавые). Во-вторых, из них можно составлять картины, выкладывать на листе бумаге разные фигуры. Получается пуговичная мозаика. Мальчиков можно заинтересовать чисто “мужскими” играми.
  14. Например, навинчивать гайки на болты или нажимать на кнопки импровизированного пульта управления (можно взять старый, уже отслуживший пульт от телевизора без батареек). Хочешь, представляй, что ты шофер, хочешь – пилот самолета или танкист.
  15. Очень полезны игры, сопровождаемые короткими ритмичными стихотворениями. Например:
  16. Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке: “Прищеплю прищепки ловко я на мамину веревку”.
  17. Берем решетку для раковины, которая состоит из множества “ячеек”. Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. “Ходить” можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно – и двумя одновременно, говоря: “В зоопарке мы бродили, К каждой клетке подходили, И смотрели всех подряд: Медвежат, волчат, бобрят”.
  18. Особое место в играх на развитие моторики занимают рисование и лепка. Маленький художник может начинать творческую деятельность с рисования масляной пастелью. Если не найдете ее в продаже, подойдут восковые мелки. Они помогут малышу научиться держать мелок двумя пальчиками (а там и до держания ручки-карандаша рукой подать).
  19. Рисуйте различные фигуры: линии (прямые и волнистые), круги, овалы, квадраты и треугольники, закрашивайте их. Если не получается, поначалу возьмите руку малыша в свою и помогайте ему. Бумага должна быть довольно большого размера, допустим А3, чтобы малыш не промахивался мимо. Со временем перейдете на фломастеры и краски.
  20. Лепить можно из пластилина, а можно – из теста. Тесто, безусловно, гораздо безопаснее. Лепить сначала можно невразумительные “комки”, потом – простые фигурки, буквы. Со временем поучитесь на ощупь узнавать вылепленные буквы. В тесто можно втыкать разные мелкие предметы: зернышки, горошины, те же пуговицы.
  21. В развитии мелкой моторики действует то же правило, что и в развитии других навыков: больше игры, меньше принуждения. И регулярность. Не стоит потакать капризному “не хочу, не буду”. Придется проявить дипломатические способности. Будьте терпеливы, настойчивы и мудры.

Но даже без лишних трат можно устроить ребенку необходимое обучение. В ход пойдут все подручные средства:

  1. Крупы (запускать ручки в таз с фасолью так приятно! А если на дне малыша ожидает какая-то игрушка – так даже вдвойне! Дошкольникам можно поручить сортировку и перебирание различных круп)
  2. Природные материалы: желуди, каштаны, шишки, камушки, ракушки, палочки
  3. Кухонная утварь
  4. Различные емкости, пузырьки, коробочки
  5. Молнии, шнурки, завязки, нитки, веревочки, застежки, пуговицы, ткани различных размеров, форм, цветов и текстуры
  6. Бусины и кольца очень интересно нанизывать на тесьму
  7. Из спичек, ватных палочек и зубочисток можно выкладывать различные рисунки (конечно же, под присмотром родителей)
  8. Мальчики особенно оценят болты и гайки, а также вышедшие из строя технические приборы (телефоны обычные и сотовые, калькуляторы). А девочкам пойдет на пользу одевание-раздевание любимых кукол.

А какой ребенок не любит приклеивать-отклеивать магниты на холодильнике? Это занятие можно разнообразить по своему желанию и возможностям. Позволяйте также кушать руками «мелкую еду» (горошек, кукурузу, ягоды), чистить вареные яйца, картофель в мундире, мандарины. Очень занятным будет надевать скрепки на картон или прищепки на веревку. Вообще полезно приобщать детей к домашним обязанностям и учить помогать в уборке по дому:

  1. Подметать и собирать мусор, а также мыть полы.
  2. Собирать с пола соринки, помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
  3. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок), очищать фисташки, отшелушивать пленку с жареных орехов.
  4. Лепить из теста печенье и украшения к пирогу.
  5. Открывать почтовый ящик или входную дверь ключом.
  6. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться, а так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.
  7. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (это занятие к тому же благотворно влияет на зрение ) .
  8. Вешать белье (нужно натянуть веревку для ребенка).
  9. Помогать родителям отвинчивать различные пробки – у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
  10. Собирать на даче или в лесу ягоды.
  11. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
  12. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
  13. Перелистывать страницы книги.
  14. Затачивать карандаши (точилкой) и стирать нарисованное ластиком.

Важные правила в процессе развития мелкой моторики у детей

  1. Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. Можно придумать по ходу какую-то забавную историю или даже сказку.
  2. Игры и занятия должны быть систематическими. Даже во время прогулки можно помассировать малышу ручку или насобирать красивых камушков и листочков.
  3. В ходе игры побольше разговаривайте с малышом, ведите диалог, разыгрывайте сценки.
  4. Важно, чтобы ребенку нравились и игрушки, и сам процесс – позаботьтесь об этом. А также искренне покажите, что вам это тоже приносит неимоверное удовольствие.
  5. Нельзя заставлять маленького ученика. Дайте ему право выбора. Возможно, он хочет рисовать, а не лепить – прислушайтесь к его пожеланиям.
  6. Выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку.
  7. Старайтесь перепробовать как можно больше различных способов развития мелкой моторики.
  8. Но ни в коем случае не занимайтесь всем сразу.
  9. Не забывайте хвалить ребеночка за каждый успех – критика в этом деле абсолютно неуместна!
  10. Контролируйте время – оно для каждого ребенка индивидуально. Не пересиживайте и не переутомляйте его.
  11. И не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии!

Постарайтесь, чтобы в дошкольном возрасте ваш ребенок уверенно умел проделывать следующее:

  1. рисовать, используя в изображениях мелкие детали;
  2. раскрашивать, не заходя за контур и не оставляя пробелов;
  3. вырезать крупные многоугольные фигуры;
  4. лепить из пластилина мелкие детали;
  5. застегивать и расстегивать пуговицы;
  6. одеваться и обуваться;
  7. шнуровать обувь и завязывать шнурки, застегивать молнии;
  8. наливать в чашку молоко из пакета;
  9. умываться и чистить зубы.

Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Ведь это такое счастье – наблюдать, как растет и развивается ваш ребенок! И принимать непосредственное участие в этом увлекательном процессе!

Игры и упражнения для развития и укрепления мелкой моторики пальцев рук

Александра Трунова
Игры и упражнения для развития и укрепления мелкой моторики пальцев рук

Уже давно установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

Доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

Поэтому так полезно выполнять следующие упражнения:

Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;

Раскрашивать раскраски цветными карандашами;

Штриховать, обводить по контуру, трафареты;

Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);

Плести из бисера;

Лепить из пластилина, пластика, теста;

Играть с глиной, мокрым песком;

Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель);

Бросать и ловить летающие тарелочки;

Выкладывать рисунки из камней, пуговиц, шишек, спичек, круп;

Собирать, перебирать ягоды;

Маленьких детишек учить навыкам самообслуживания (одеваться – раздеваться, расстегивать – застегивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки) и т. д.

Как вариант, можно использовать упражнения ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ.

Упражнения 1-го комплекса:

Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь — вместе).

Ладошка — кулачок — ребро (на счет «раз-два-три»).

Пальчики здороваются (на счет «раз-два-три-четыре-пять») соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т. д.

Человечек (указательный и средний пальцы правой, потом левой руки бегают по столу).

Дети бегают на перегонки (движения как в 4-м упражнении, но выполняют обе руки одновременно)

Упражнения 2-го комплекса.

Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой).

Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).

Очки (образовать 2 кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединить их).

Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).

Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

Упражнения 3-го комплекса.

Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).

Птички (поочередно большой палец соединять с остальными).

Гнездо (соединить руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты).

Цветок (то же, но пальцы разъединить).

Корни растения (прижать руки тыльной стороной друг к другу, пальцы опустить вниз).

Упражнения 4-го комплекса.

Пчела (вращать вокруг вначале указательный палец правой руки, затем левой).

Пчелы (то же упражнение, только выполняется двумя руками).

Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их).

Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).

Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).

Упражнения 5-го комплекса

Замок (на счет «раз» ладони вместе, на счет «два»пальцы соединяются в замок).

Лиса и заяц (лиса «крадется» — все пальцы медленно «шагают» по столу вперед, заяц «убегает» перебирая пальцами, быстро двигаясь назад).

Паук (пальцы согнуты и медленно передвигаются по столу).

Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе — бабочка крылышками машет).

Счет до четырех (большой палец поочередно соединяется со всеми остальными).

Упражнения 6-го комплекса.

Двое разговаривают (согнуть обе руки в кулак, большие пальцы вытянуты вверх, приблизить их к друг другу).

Стол (правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку).

Кресло (правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально).

Ворота (соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы то поднимать вверх, то опускать вниз).

Мост (поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук).

Упражнение 7-го комплекса.

Ромашка (соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны).

Тюльпан (полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку цветка).

Сжимание и разжимание кистей рук на счет «раз-два».

Упражнение 8-го комплекса.

Улитка с усиками (положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их).

Раковина улитки (правая рука на столе, левую положить сверху).

Ежик (ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх).

Кот (средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх).

Волк (соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять вверх).

Упражнения 9-го комплекса.

Птички летят (пальцами обеих рук производить движения вверх — вниз).

Птички клюют (большой палец поочередно соединять с остальными пальцами).

Гнездо (пальцы обеих рук округлить и соединить в форме чаши).

Здесь дано девять комплексов упражнений, но это не значит, что вы должны их делать все сразу. Выберите какой-либо один, самый простой, который больше подходит вашему ребенку и сделайте его как игру. Постепенно усложняйте упражнения, а некоторые хорошо делать вечером, когда отбрасывается тень на стенку, детям это очень нравится, что только они ни видят на стенке.

Игры для развития мелкой моторики пальцев рук малышей Основные задачи дидактических игр с прищепками. -развитие мелкой моторики рук. -формирование умения подбирать прищепки нужного цвета к.

Игры для развития мелкой моторики рук ребёнка с задержкой психического развития Все мы хорошо знаем, что уровень развития малышей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев их.

Игры и упражнения для совершенствования мелкой моторики рук. Каждый педагог понимает насколько важно развивать мелкую моторику у ребенка. Доказано, что она напрямую связана с центральной нервной системой.

Игры со счётными палочками для развития мелкой моторики пальцев с детьми дошкольного возраста «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский Играя с детьми в различные игры, огромное внимание уделяю играм на развитие.

Консультация для педагогов и родителей «Значение развития мелкой моторики пальцев рук» Значение развития мелкой моторики пальцев рук велико и значимо. Динамические упражнения для развития мелкой моторики в движениях, выполняемых.

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения» Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных.

Польза использования «Бизиборд» для развития мелкой моторики пальцев рук для детей дошкольного возраста БИЗИБОРД ДЛЯ РЕБЕНКА: ПОЛЬЗА, КОМПОНЕНТЫ, ИЗГОТОВЛЕНИЕ СВОИМИ РУКАМИ Бизиборд (busyboard) дословно значит доска занятости; по смыслу.

Развитие мелкой моторики пальцев рук-важное условие развития речи младших дошкольников Слайд №1 Актуальность: В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи.

Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими.

Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания Мы знаем, что автоматизация поставленных звуков требует многократного повторения и проговаривания слов и слогов. Ребенку трудно понять,.

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет

Педагогам и родителям следует соблюдать несколько правил, которые помогут проводить развивающие занятия с детьми максимально эффективно.

– раскрашивать, но рисунки должны быть уже с очень мелкими деталями;

– складывать мозаику, но из большого числа маленьких элементов;

– обводить пунктирные изображения, но без «сползания» с контура, без ошибок.

Задания

Большинство заданий для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста предполагают выполнение специальных упражнений на бумаге. Это не только тренирует ловкость рук, но также совершенствует глазомер ребенка, его произвольное внимание, умение ориентироваться на листе. Вот несколько самых популярных вариантов заданий для будущих первоклассников:

Контуры

Предложите ребенку обвести того из двух представителей одной природной группы (птиц, животных, рыб, насекомых), про которого составлена загадка. Нужно аккуратно провести все контурные линии, не «спутывая» их, не выходя за пределы изображений.

Дополнительные задания для каждой странички помогут увлечь ребенка процессом, сформировать мотивацию для работы, а также они являются еще одним этапом тренировки ловкости, внимания, сообразительности.

Задания по точкам

Попросите дошкольника нарисовать одну из представленных простых фигур (животное, птицу, цветок) по опорным точкам, по образцу. Задания такого типа тренируют не только мелкую моторику рук, но еще навыки счета, умение ориентироваться на листе, координацию движений.

Задания по точкам

Попросите дошкольника нарисовать одну из представленных простых фигур (животное, птицу, цветок) по опорным точкам, по образцу. Задания такого типа тренируют не только мелкую моторику рук, но еще навыки счета, умение ориентироваться на листе, координацию движений.

Дорожки-проводилки

Забавные персонажи торопятся домой! Пусть ваш малыш поможет насекомым, рыбкам, космическим кораблям, волчкам двигаться ровно и красиво.

Каждый лист этой серии оформлен таким образом, что первые две строчки нужно провести линию внутри заданной «дорожки», а следующие две – уже без опоры на внешние границы. Дополнительные препятствия (камушки, звёздочки, облака) важно обходить максимально аккуратно!

Дорожки-проводилки

Забавные персонажи торопятся домой! Пусть ваш малыш поможет насекомым, рыбкам, космическим кораблям, волчкам двигаться ровно и красиво.

Каждый лист этой серии оформлен таким образом, что первые две строчки нужно провести линию внутри заданной «дорожки», а следующие две – уже без опоры на внешние границы. Дополнительные препятствия (камушки, звёздочки, облака) важно обходить максимально аккуратно!

Штриховка

Этот комплекс составлен по принципу: от простого к сложному. Его задания помогут дошкольнику научиться повторить на бумаге различные графические элементы, которые пригодятся ему затем при освоении письма.

Важный нюанс — рисовать линии нужно от выделенной точки, по направлению, которое указывает стрелка.

Обведи и раскрась (с прописями)

Большой сюжетный рисунок и несколько строчек небольших миниатюрных элементов позволяют ребенку тренировать не только моторику, но также внимание, терпение, умение самостоятельно находить свои ошибки.

Обращайте внимание малыша на размер изображений, включенных в прописи, расстояние между ними, наклон. Важно постараться сохранить эти характеристики, выполняя задание при рисовании и раскрашивании фигурок.

Задания по клеточкам

Этот комплекс поможет малышу не только нарисовать животных, обитающих в жарких странах, но станет отличным тренажером ловкости рук. В каждом задании, созданном на бумаге в клетку, присутствует крупное изображение, мелкий объект, узоры или орнамент. Иногда встречаются короткие слова, составленные из печатных букв. Такие раскраски для развития мелкой моторики отлично тренируют не только моторику, но и глазомер.

Графический диктант

Перед вами подборка увлекательных упражнений, совершенствующих графические навыки дошкольника, а также его внимание, усидчивость, сообразительность. Каждый лист представляет собой тематическую подборку, которая включает:

Эти здания можно использовать в формате диктанта или как образец для самостоятельной работы ребенка по образцу. Загадка и рисунок делают упражнения более привлекательными для малышей.

Конечно, для детей 6-7 лет игра остается самым любимым видом деятельности, что очень хорошо для будущих учеников! Ведь ловкость пальчиков и мелкая моторика отлично тренируется не только с помощью специальных графических заданий, но также в ходе полезных развлечений. Вот несколько их вариантов:

Шнуровка

Вам понадобится несколько обычных шнурков, а также набор некрупных бусин. Соберите цветные шарики (15-20 штук) в определенной последовательности, а затем предложите ребенку повторить узор. Можно попросить выполнить задание на время или соревнуясь с другими детьми.

Игры с пуговицами

Предложите детям выложить из разных пуговиц узор или изображение какого-то объекта, это интереснее делать на время. Пуговки лучше всего брать мелкие, а основу для картины сделать из плотного картона, покрытого сверху слоем пластилина (он поможет надежно зафиксировать все детали «мозаики&187 .

Разрезные картинки

Собирать целое изображение из кусочков одинакового размера не только очень увлекательно, но и полезно. Детям старшего дошкольного возраста нужно предлагать картинки, разрезанные на 10-12 частей. Еще лучше давать ребенку части парных неидентичных карточек с рисунками (например, два похожих снеговика, самолета, собачки) в наборе и просить собрать обе.

Используйте разнообразные игры на развитие внимания и памяти ребенка.

Работа по совершенствованию мелкой моторики старших дошкольников должна вестись до начала школьного обучения. Это одна из важнейших целей педагогики этого периода, которая актуальна для любого ребенка.

Особенно нужно стараться уделять достаточное количество времени специальным упражнениям для тренировки графических навыков тем детям, которые имеют трудности в речевом развитии.

Стимулирование тактильных ощущений способствует активизации определенных центров в коре головного мозга, что, в свою очередь, благоприятно влияет на формирование детской речи.

Развиваем мелкую моторику у детей – повышаем интеллект

Сегодня каждый родитель знает, насколько важно развитие мелкой моторики рук у детей для полноценного формирования личности. Это не только развитие руки и ее функций, но и совершенствование процессов мышления, речи. Специалистами подмечено: при плохой развитости руки наблюдается задержка речевого развития, что влечет за собой замедление процессов внимания, памяти, восприятия, отражается на становлении интеллекта. Понимая всю необходимость формирования моторики рук у дошколят, тем не менее, родители не всегда обращают внимание на этот факт. В результате при переходе в школу некоторые дошкольники имеют явно выраженные речевые и моторные нарушения: плохую артикуляцию, невнятную дикцию, плохую подвижность руки, что влияет на успешность овладения чтением и письмом. Вот почему важно знать, как развивать мелкую моторику у ребенка.

Младенчество – важный этап в развитии моторики пальцев

Для того чтобы правильно организовать домашние занятия, родителям необходимо иметь элементарные представления о том, что такое мелкая моторика и об этапах ее формирования. Все, у кого есть малыши, замечали, что у младенца очень хорошо развит хватательный рефлекс. Если грудничок схватится за палец взрослого, то держится так цепко, что его можно легко приподнимать. Поэтому работу с мелкими мышцами руки полезно начинать с самого рождения. Уже месячный младенец рассматривает ручки, тянет их в рот, а в 3-х месяца сжимает и разжимает кулачок. Пока ненадолго (до 15 секунд), но достаточно уверенно держит в руке удобную игрушку – погремушку. Полугодовалый ребенок проявляет активный интерес к предметам, тянется к ним, стараясь удержать в руках и манипулировать.

Достижения младенца к концу первого года

Наставления родителям

  1. В каждый период бодрствования упражняйте кроху в моторике рук.
  2. Побуждайте выполнять разнообразные движения ручками, пальчиками, ладошками, кулачками.
  3. Выкладывая грудничка на живот, располагайте на небольшом расстоянии доступные игрушки (все требования к подбору игрушек обязательно соблюдать: безопасность, гигиену, возрастные ограничения).
  4. В местах бодрствования крохи размещайте предметы, которые можно захватывать пальчиками и манипулировать (брать, бросать, сжимать).
  5. Обязательно проводите специальные упражнения для развития мелкой моторики, которые помогут ребенку развить точность и ловкость движений.

Развиваем моторику у грудничков!

Самые благодатные упражнения для крохи – пальчиковые игры, основанные на народном творчестве. Потешки, песенки, пестушки, сопровождающие игровые действия, всегда привлекают малышей и побуждают их к многократным повторениям за взрослым.

«Солнышко ‒ колоколнышко»

Игра ‒ массаж. Родитель ласково поглаживает ладошки ребенка, побуждая его работать пальчиками: то сжимать, то разжимать. Помогает зафиксировать действия грудничка погремушкой, которую тот должен сжимать в кулачке. Кулачок – солнышко, пальчики – лучики:

Солнышко – солнышко,
Красное колоколнышко,
Выйди поскорее, будь к нам подобрее!

«Ладушки»

Популярная народная игра для маленьких деток, которая доступна даже младенцу. Взрослый берет ручки крохи в свои ладони и, легко похлопывая детскими ладошками, произносит:

Ладушки – ладушки,
Где были? – У бабушки!
‒ Что ели? – Кашку,
Разбили чашку, хлоп!

«Тяни – тяни»

В подобном действии хорошо развивается мелкая моторика рук, мышечная сила. Взрослый вкладывает свои пальцы в ладошки ребенка, чтобы тот крепко ухватился за них. Затем, побуждая грудничка к подтягиванию, взрослый слегка тянет ручки крохи вперед, приговаривая:

Тяни холсты,
Холсты просты!
Тяни, тяни, потягивай,
Поперек, поперек, перекладывай!

Подобных игр ‒ упражнений много в арсенале народной педагогики, хорошо известны “Мальчик – пальчик”, “Сорока – белобока”, “Этот пальчик – дедушка. “.

Важно: родителям надо стараться, чтобы тренировка ручек крохи шла постоянно, усложнять игры с учетом изменений, происходящих в психическом и физическом развитии малыша.

Игрушки для мелкой моторики

Специальные игрушки для развития мелкой моторики – неотъемлемая часть игрового уголка детей. Они выполняют не только свою непосредственную функцию – развивать мелкие мышцы руки, но и воздействуют на общее психическое развитие малыша. Поэтому родителям необходимо тщательно приобретать игрушки для грудничков, которые облегчат организацию специальных занятий и одновременно развлекут кроху. К наиболее популярным игрушкам относятся:

Многие из перечисленных игрушек заботливые родители могут сделать сами.

Важно: игрушка для мелкой моторики должна быть безопасна, вести за собой развитие малыша, побуждать его к самостоятельности.

Как развить мелкую моторику в раннем возрасте?

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) – самый благодатный период для развития руки и речевой активности. Он характерен тем, что рука становится одним из главных инструментов в познании окружающего мира. Чтобы познакомиться с предметом, крохе надо обязательно его потрогать, пощупать, начать взаимодействовать с ним. А взрослому правильно назвать предмет, рассказать о форме, цвете, назначении. Поэтому активность родителей в обучении малыша просто необходима. При правильном развитии детки производят много действий рукой, которые затем совершенствуются в дошкольном возрасте:

Существует много игр и упражнений, как современных, так и классических, которые идеально подходят для развития мелкой моторики.

Важно: родителям нужно отбирать игры, соответствующие возрасту ребенка и уровню его развития на данном этапе, так как параллельно с моторикой совершенствуются память, внимание, мышление, речь, формируется интеллект.

Игры для малышей

«Волшебный мешочек»

Классическое упражнение хорошо тренирует мелкую моторику, сенсорные ощущения, речь и мышление. Взрослый готовит яркий мешочек, в который складывает небольшие предметы из различных материалов: деревянные, пластмассовые, матерчатые и др. Малыш на ощупь находит предмет, взрослый просит назвать его. Затем разглядывает вместе с крохой, спрашивает: как он называется предмет, из чего сделан, как с ним можно играть.

«Волшебная картинка»

Так же как и предыдущее упражнение, игра направлена на формирование моторики, сенсорики, развивает воображение. Взрослый предлагает крохе различной длины и цвета шнурочки, из которых можно выкладывать фигурки. Хорошо, если родитель вместе с ребенком выложит целую картинку: знакомый пейзаж, игрушки, животные, посуду. Малыш может строить различные формы: круги, овалы, треугольники, дорожки.

«Подарок кукле»

В предметной игре взрослый побуждает ребенка многократно действовать с однородными элементами (пластмассовыми или деревянными бусинами), тренируя мелкие мышцы руки, развивая воображение, речь. Ребенок должен нанизывать на толстый шнурок крупные бусины. Монотонное упражнение скрашивается интересным сюжетом: «подарим бусы кукле на день рождения».

Кухня – место для моторики!

В раннем возрасте детишки любят играть там, куда вход им закрыт. Многие мамы боятся допускать ребятишек на кухню, беспокоясь за безопасность ребенка. Но кухня может стать местом не только для приготовления пищи, но и местом тренировки детей. Подготовив безопасное пространство и необходимые предметы, родители могут организовать игры, которые хорошо содействуют развитию мелкой моторики:

Заботливая мама всегда найдет возможность использовать подручные средства для развития своего малыша!

Развитие моторики у дошколят

В дошкольном возрасте развитие мелкой моторики идет в опоре на навыки и умения, которые были заложены в предыдущих возрастных периодах. У дошкольника активно развиваются наглядно-действенное и наглядно-образное виды мышления, определяющие общее развитие и формирование моторики. В этом плане используются способы развития руки:

Родителей не должно беспокоить отсутствие педагогического опыта, просто надо выбрать доступные средства для домашнего обучения. Главное, занятия на мелкую моторику должны быть регулярными, идти по принципу – от простого к сложному, с учетом полученного детьми опыта. Чтобы скрасить монотонность некоторых упражнений, целесообразно вводить игровые, соревновательные элементы. Из наиболее популярных способов для дома подойдут:

Пальчиковая гимнастика

Средство для совершенствования мелких мышц, позволяет подготовить руку ребенка к дальнейшему овладению письмом, штриховкой, навыками рисования. Если гимнастику проводить регулярно, она станет привычной для малыша, и он может выполнять упражнения самостоятельно.

Важно: перед гимнастикой обязательно проводится легкий массаж пальчиков (поглаживание, сгибание – разгибание) для того, чтобы разогреть мышцы и повысить тонус.

Вот как могут выглядеть упражнения пальчиковой гимнастики!

«Колечко»

«Игра на рояле»

Для такого упражнения готовится бумажная клавиатура, на которой «играет» ребенок: каждый пальчик опускается на свою клавишу. Действие начинается с медленного темпа, постепенно переходя на более активный. После того, как ребенок освоит упражнение левой и правой рукой, можно тренировать обе руки одновременно.

«Рисуем восьмерки»

Поочередно левой и правой рукой дошкольник рисует в воздухе восьмерку, приговаривая: «У восьмерки два кольца без начала и конца!» В заключении идет синхронное рисование руками.

«Барабанщик»

Ребенок подушечками пальцев стучит по столу, изображая барабанщика: «Барабанщик очень рад, барабанит, барабанит полтора часа подряд!» Подобные упражнения взрослый может сам придумать для занятий с ребенком или найти в специальной литературе. Главное, начинать разминку надо с простых действий, постепенно переходя к более сложным, не забывая синхронно тренировать обе руки.

Штриховка и раскрашивание

Достаточно трудное занятие для дошколят, но очень полезное, помогающее подготовить ребенка к школе. Дети, с которыми не проводилась подобная работа, испытывают трудности при закрашивании рисунков: выходят за пределы контуров, при раскрашивании объемных изображений быстро устают и теряют интерес, закрашивание проводится хаотично. Упражнение в штриховке поможет избежать многих проблем в школьном обучении.

Для штриховки и раскрашивания можно приобрести специальные прописи с контурами предметов или самим сделать рисунки. Главное, что должны знать дети – штриховать предмет нужно в одном направлении, например, только слева направо или сверху вниз. Штриховые линии ложатся плотно друг к другу, от этого рисунок получается аккуратным.

Важно: родителям надо помнить, что сначала детям предлагаются небольшие по объему рисунки. Постепенно изображение увеличивается в размерах, дополняется деталями. Во время работы необходимо делать отдых пальчикам, проводя гимнастику.

Конструкторы, пазлы, мозаика

Игры с конструктором, выкладывание мозаичных картин и собирание пазлов являются хорошей тренировкой для мелкой моторики детей. Сейчас представлено много разнообразных конструкторов: деревянные, металлические, пластмассовые. Особо любимым детками стал конструктор типа Лего. При приобретении нужно учитывать возраст ребенка и степень его подготовленности к тому или иному виду конструктора. Например, малышу нужен пластмассовый конструктор довольно крупных форм с небольшим количеством деталей. Иначе не справившись со сборкой игрушки, ребенок потеряет к ней интерес. Чтобы этого не произошло, родителю на первых порах надо разобраться вместе с дошколенком в деталях и инструкциях. Старшим детям можно приобретать конструктор с более разнообразным количеством деталей, который поможет развивать логическое и пространственное мышление, например, «Город», «Дорога», «Замок». Но и для них важно участие взрослого.

Такой же подход требуется к приобретению пазлов, мозаики, которые сейчас представлены в большом разнообразии.

Занятия с бумагой

Действия с бумагой является отличным средством на развитие мелкой моторики у детей, воображения, творческого мышления. Можно предложить детям заниматься оригами, аппликацией, плетением из бумаги и другими поделками, которые увлекут ребенка и создадут условия для развития моторики пальцев.

Важно: чтобы дошколенок не потерял интерес к творчеству, а вместе с ним возможность тренировки руки, взрослый должен сам хорошо овладеть азами бумажного искусства.

Развиваем мелкую моторику при помощи театра

Отличным средством для развития мелкой моторики и речевого развития является увлечение дошкольников театром. Театр теней и пальчиковый театр помимо своей основной функции могут позабавить ребятишек, стать отличным семейным досугом. Фигурки для пальчикового театра лучше сделать вместе с дошколенком, подобрав персонаж на каждый пальчик. Для этих целей используется бумажные колпачки, вязаные шапочки, на которых изображаются герои постановок. На первых порах лучше разыгрывать сценки знакомых сказок, в которых много диалогов: «Три поросенка», «Лиса и заяц», «Теремок». По мере овладения ребенком навыка управления пальчиками, можно обратиться к любимым мультфильмам.

Движением рук и пальцев под специальным освещением можно разыграть театр теней. Это довольно сложные действия для детей, к которым надо готовиться постепенно. Взрослый, прежде всего, сам должен овладеть приемами показа действующих героев, чтобы потом передать знания ребенку. Поначалу это будут простые изображения, которые легко составляются пальчиками: зайчик, собака, птица. Затем можно разыгрывать целые сценки. Для поддержания интереса к действию используется художественное слово: народные потешки, стихи современных авторов и классиков.

К концу дошкольного возраста ребенок должен овладеть следующими навыками на моторику рук:

Читайте также:  Омбре и вязаный узор в зимнем маникюре: маникюр, фото дизайна ногтей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *