Мода и стиль времен Второй мировой войны

Во время Первой мировой войны, несмотря на экономические трудности во многих странах Европы, жизнь в тылу текла почти по-прежнему. Женщины привилегированных слоёв общества наряжались, и Дома мод продолжали свою работу. В письмах военных лет, сохранившихся до сегодняшнего дня, можно в этом легко убедиться, так как женщины описывали развлечения и свои приобретённые наряды.

Иначе обстояло дело во время Второй мировой войны. В эти годы боевые действия охватили огромные пространства Европы. Жизнь многих была в опасности, экономические трудности постигли почти все страны. В связи с военными действиями производство гражданской одежды почти прекратилось. Многие женщины надели мужскую военную форму и стали в ряды защитников своего Отечества.

Женская одежда претерпела значительные изменения, хотя крупных переворотов в моде 40-х годов не произошло, но явно обозначился мужской стиль. Гражданская одежда дополнялась военными деталями – поясами, пряжками, эполетами, накладными карманами. Женщины научились быть бережливыми, становились каждая для себя дизайнером. Возникла привычка ходить с непокрытой головой или, по крайней мере, надевать на голову шарф, скрученный в виде тюрбана.

Одежда с начала сороковых до 1946-го года укорачивалась и расширялась в плечах, талия была чётко обозначена. Тонкая талия подчёркивала хрупкость и изящество, ведь даже в военной форме женщина оставалась женщиной.

В женских туалетах талию стягивали широким поясом, создавался контраст широких плеч, юбки-солнце и тонкой талии. Плечи расширялись буфами или специальными прокладками, которые назывались «плечиками». В пальто для того, чтобы подчеркнуть горизонтальную линию плеч, иногда полностью отсутствовали воротники, даже в зимних пальто и шубах.

На летних платьях появились короткие рукава-«крылышки». Рукав кимоно, который в то время называли «летучая мышь», для чёткого сохранения объёма и широких плеч выполняли на подкладке.

Популярными деталями в моде 40-х стали разнообразные карманы, особенно большие, а также воротники, концы которых доходили до середины лифа. Костюмы были с очень длинным жакетом, часто приближенным к мужским пиджакам, и тоже с широкими плечами, и короткой юбкой. Особенностью 40-х было ношение жакета не только с юбкой, но и с обычным пёстрым платьем.

Популярны были юбки – солнце-клёш, плиссированные, гофрированные. Особым предпочтением пользовались драпировки, сборки, клинья, складки, плиссировки. Вечерние туалеты, а таковы были, представляли собой длинные юбки в пол, обтягивающие бёдра и расклешённые внизу, узкие рукава из кружев, обнажённые плечи или рукав кимоно. Брюки вошли в повседневное употребление, так как чулки были просто роскошью.

Силуэт видоизменялся – его форма могла быть прямоугольная, чаще эта форма относилась к пальто; в виде двух треугольников, вершины которых соединялись вместе на линии талии (пальто и платье); в виде квадрата (жакет костюма-квадрат с узкой короткой юбкой-карандаш). В этих силуэтах подчёркивались длинные тонкие ноги с обувью на толстой подошве (платформе) из пробки или дерева, туфли на высоких каблуках, а также спортивные туфли на плоской подошве или ботинки с голенищами. Такая форма силуэта продержалась до 1946 года.

Женщинам настолько понравились эти геометрические линии, что переход к более плавным и естественным линиям после 1946 года был для многих непрост. В некоторых странах, особенно сильно пострадавших во время войны, пальто шили из шерстяных или даже хлопчатобумажных одеял.

Нарядные платья и даже бельё шили из парашютного шёлка. Упавшие парашюты были идеальной тканью для создания красивых платьев. И первыми, кто придумал их использовать, были французские и немецкие женщины, хотя за подбор парашюта в Германии было предусмотрено строгое наказание.

Шерсть, кожа, нейлон и шёлк в 40-е годы были стратегически важными материалами. Именно поэтому, когда в фашистской Италии не хватало кожи, появились пробковые каблуки на туфлях от Феррагамо, которые так любила подруга Адольфа Гитлера Ева Браун.

Была ли бижутерия во время войны? Непременно. Те, кто мог позволить себе многое, даже во время войны, носили золотые, серебряные цепочки – это было самым модным украшением, а кто имел стеснённые обстоятельства – простые металлические цепочки.

Всеобщей любовью у женщин 40-х пользовались броши и клипсы. Свои наряды женщины украшали сами – кто бахромой из ниток, вытянутых трудно даже сказать из какого изделия, кто вышивал ангорской шерстью, а кто искусственными цветами. Цветы, цветы, сеточки для волос, связанные своими руками, именно они выручали женщин в те трудные военные годы. Сеточками украшали и волосы, и шляпки.

Особенно высокого мастерства достигли эти вещи в Польше. Пуговицы в 40-е годы тоже были особенные – обтянутые той же тканью, что и ткань платья (где найти одинаковые пуговицы в то время). Платья для визитов имели множество таких мелких круглых пуговиц. Сумки женщины носили на ремне через плечо, иногда сами их шили из того же материала, что и пальто. Мех был редкостью. Но те, кто мог его позволить, непременно носили. Особенно любили меховые муфточки.

Качественные материалы во время войны в странах Европы исчезли, производства перешли на изготовление стратегически важной продукции и, конечно же, оружия. Поэтому в 40-е годы особенно были модны комбинированные изделия – ткани и мех из старых запасов, ткани разных фактур и цвета, стала модна тюль для нарядных платьев. Ведь для того, чтобы появиться на вечернем торжестве, можно было пожертвовать своей роскошной занавеской.

Женщины старались найти возможности и проявляли необычную смекалку и фантазию, кто на что способен. В одном все были едины – в цвете. Многие носили тёмные цвета, основной цвет был чёрный. Самым модным было сочетание чёрного с жёлтым, белый цвет почти исчез.

Однако вопреки всем несчастьям человек, как травинка к солнцу, тянется к жизни, к любви. И это подтверждают песни военных лет, музыка, поэзия, кинофильмы.

В России, а тогда в Советском Союзе, мало было возможностей позволить себе из того, что сказано о моде 1940-1946г.г., в основном были «телогрейки», гимнастёрки, короткие юбочки со встречными складочками, затянутые военным ремнём, платок на голове или шапка-ушанка, грубые сапоги и желание победить. Единственное, что возможно было девочкам 40-х, это надеть своё любимое довоенное платьице и закрутить свои волосы в локоны, модные в то военное время. И каково было счастье во время малой передышки на фронтах нашей Родины, когда была возможность баянисту растянуть меха своего друга-баяна, а нашим девочкам (нашим бабушкам и прабабушкам) пуститься в пляс, или услышать слова песен, согревающих душу.

…И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза…
Пой, гармоника, вьюге назло.
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви.

А одеваться в стиле военных 40-х годов женщины России стали только после войны, в то время, когда Диор предложил женщинам Европы свой «New Look». В это время в России появились первые журналы мод, привезённые из Европы жёнами советских офицеров. Появились те комбинированные платья, которые практичные немки и австрийки шили в военные 40-е, горизонтальная линия плеч с «плечиками» или, как у нас они назывались, «липы» (липовые плечи). После войны наши молодые бабушки доставали из старого гардероба всё, что у них осталось, перешивали, комбинировали, вышивали.

Самая опустошительная война в истории Европы была закончена…

Мода вопреки утверждениям, что она независима от политики, имеет непосредственное отношение к ней. Здесь можно привести слова известного французского писателя Анатоля Франса – покажите мне одежду определённой страны, и я напишу её историю.

История советской моды. Часть третья – 1940-е

История советской моды. Часть третья – 1940-е

В конце 1930-х годов мир находился на пороге Второй мировой войны. Милитаризация общества вновь оказала влияние на моду. Также как и во времена Первой мировой, силуэты одежды стали заметно меняться. С конца 30-х главной стилеобразующей деталью становятся подкладные плечи, увеличивающиеся с каждым годом. В 1940-е годы массивные подплечики обязательны как для женской, так и для мужской модной одежды. Кроме того, в одежде появляются детали, характерные для стиля милитари и спортивного направление – накладные карманы, кокетки и глубокие складки на спине, хлястики и погончики, в моде перепоясанная талия. Женские юбки становятся короче, чем в 1930 е годы, преобладают слегка расклешенные и заложенные складками модели.

В европейской женской моде 1940-х годов очень популярны элементы тирольско-баварского костюма и карибо-латинские и испанские мотивы. В моде рукава фонарики, характерные для тирольских и баварских платьев, тирольские шляпы, напоминающие охотничьи, андалузский горошек, маленькие жакеты болеро, миниатюрные шапочки, в стиле испанских тореадоров, баскские береты, тюрбаны как у кубинских работниц с плантаций сахарного тростника.

В 1940-м году советская мода сближается с европейской. Политики боролись за сферы влияния и делили между собой мир, отнимая территории у одних государств и, отдавая их другим, а мода, как ни странно, извлекала пользу из этого жестокого процесса, в очередной раз, доказывая, что она является частью глобального мирового процесса, и ей не нужны границы. Благодаря присоединению к СССР Западной Белоруссии, Западной Украины, входивших в состав Польши, возвращению Бессарабии, являющейся в тот момент частью Румынии, Выборга, являвшегося территорией Финляндии, стран Прибалтики, на советском пространстве произошло обновление и расширение такого понятия как мода.

Для СССР государства, в которых лёгкая промышленность была достаточно высоко развита, в области моды явились своеобразной струёй свежей крови, советские люди получили больший доступ к информации о модных мировых тенденциях. Во Львове, славящемся отличными портными и обувщиками, в Вильно, и особенно в Риге, которую в то время даже сравнивали с западноевропейскими городами, называя «маленьким Парижем», можно было свободно купить хорошую модную одежду. Рижанки всегда славились особой элегантностью. В Риге было немало модных салонов, издавались качественные журналы мод, информирующие о модных мировых тенденциях. В Прибалтику приезжали за хорошей обувью, бельем, мехами и французскими духами. Советские актрисы везли с гастролей модные вещи. Львов также был наполнен товарами. Оттуда привозили великолепные ткани, меха, драгоценности, кожаные сумки и обувь.

В этот период советские модницы шагали наравне с европейскими модами и носили подкладные плечи, сильно расклешенные вещи в талию, длиной чуть за колено, блузки с рукавами-фонариками, надетые с сарафанами, высокие шляпы в тирольско-боварском стиле, а в подражании стилю испанскому и латиноамериканскому – безумно популярные платья и блузки в горошек, береты и тюрбаны. Тюрбан настолько пришелся по вкусу советским женщинам, что те, кто не могли купить готовое изделие, просто-напросто подвязывали сложенную полоской косынку на особый манер, кончиками наверх, сооружая на темени крупный узел, таким образом, получалось нечто, имитирующее подобие вышеупомянутого головного убора. Также в моде разнообразные фетровые шляпы и шляпки с вуалями, миниатюрные кожаные или шелковые сумочки-конверты, в 40-е годы стали носить небольшие сумочки через плечо на длинном тонком ремешке.

В СССР в это время очень популярны оригинальные или стилизованные испанские и латиноамериканские песни в исполнении Клавдии Шульженко, Изабеллы Юрьевой, Петра Лещенко. И хотя песни в исполнении Петра Лещенко в Советском Союзе не звучали, так как бывший подданный Российской Империи после революции оказался на территории, отошедшей к Румынии, его пластинки окольными путями попадали на отечественные просторы, в основном из Бессарабии, с Западной Украины и Прибалтики, включенной в 1940 году в состав СССР.

В вечерней моде главенствовало романтическое направление. Для модных вечерних и нарядных платьев 40-х годов характерны слегка расклешенные юбки, декольте, плотно прилегающий лиф, или лиф с драпировкой, небольшие рукава фонарики. Чаще всего вечерние туалеты шились из креп-сатина, файдешина или плотного шелка, креп-жоржета, креп-марокена, бархата, панбархата и паншифона, отделывались кружевом и аппликациями из цветов, бисером. Очень распространены белые кружевные воротнички. Главным дополнением выходного туалета считалась горжетка из чернобурой лисы. Из украшений особенно популярны были бусы и крупные брошки.

В начале 1940-х годов очень модными становятся расширяющиеся книзу пальто из габардина с большими подкладными плечами, часто с рукавом реглан. Кроме того, популярны двубортные пальто и пальто приталенных силуэтов с поясом. Советские модели верхней одежды того периода соответствовали мировым модным тенденциям. Кроме габардина в СССР пальто шили из шерсти бостон, корда, коверкота и из самых распространенных тканей тех лет – фуле, драпа, драп-велюра, ратина, сукна и бобрика.

1940-е – это время обуви на платформе и танкетке. Женщины всего мира предпочитали носить подобную обувь. Очень модной моделью были туфли с открытыми носком и пяткой, на высоком каблуке, имеющие платформу под носочной частью. В СССР такой обуви практически не было, носить модную «платформу» могли лишь избранные, большинство платформ в те времена выстругивались кустарным способом из дерева, а затем на них набивались хлястики или союзки из ткани или обрезков кожи. Получалось что-то наподобие модной обуви. Одной из самых распространенных моделей женской обуви 1940 х годов в нашей стране были полуботинки со шнуровкой на небольшом каблучке и туфли лодочки.

Читайте также:  Что в коробочке? Первые стар-продукты Новогоднего Viva! Beauty Box

Зимой модницы мечтали достать ботиночки, именуемые «румынкими», опять-таки на небольшом каблуке, со шнуровкой, но внутри на меху, а снаружи отделанные меховой оторочкой. Почему их называли «румынками» неизвестно, возможно, в 1940е годы, такая модель обуви пришла в советскую страну из присоединенной Бессарабии. Но, зачастую, и женщинам и мужчинам приходилось довольствоваться валенками, или популярными в это время бурками – теплыми высокими сапогами с голенищем из тонкого войлока и низом отделанным натуральной кожей.

Короткие, уложенные волнами волосы, столь популярные в 1930-е годы, в 1940-е постепенно выходят из моды, делать их самостоятельно было сложно, многие парикмахерские в этот период закрылись. Женщины стали отращивать волосы, потому что из длинных волос сделать прическу без посторонней помощи было проще. В мировой моде утвердились завивки из длинных волос, валики и укладки кольцами, выложенные надо лбом, а также всевозможные прически с косами. Самыми распространенными прическами военных лет у советских женщин были – валик надо лбом и пучок сзади, часто покрытый сеткой, или валик и подкрученные марсельскими щипцами или подколотые сзади волосы, а также, так называемые, бараночки из кос и корзиночка – две косички, у которых кончик одной закреплен за основание другой. Модными запахами 40-х годов, являлись всё те же «Красная Москва», «Ландыш серебристый» и «Кармен», а косметическая продукция ТЭЖЭ, неизменно пользовалась огромным спросом.


Журналы мод в СССР продолжали выпускать и в военные годы. Модную одежду сороковых годов можно было увидеть в «Журнале мод», «Моделях сезона», «Модах» и пр. Но, если говорить именно о моде, то эта грань присутствовала в жизни сравнительно небольшого круга людей, мода была доступна далеко не всем, да и проблема «модно или не модно» не очень-то волновала советских граждан. Большинство было озабоченно мыслями о том, чтобы достать хоть какую-то одежду, скопить денег на покупку насущных вещей. Быт был очень тяжелым и неустроенным. Если жители столицы и крупных городов, жили в условиях дефицита и преодолении трудностей, мало интересуясь модой, то для глубинки понятие моды было чем-то непонятным, далеким и малозначимым.

С середины 1930-х годов магазины в крупных городах стали более-менее наполняться товарами, но в мелких населенных пунктах изобилия по-прежнему не наблюдалось. Уровень товарного дефицита в различных местностях СССР сильно различался. Наименьшим дефицит был в Москве и Ленинграде, из союзных республик – в Прибалтике. Каждый населённый пункт СССР был отнесён к определенной «категории снабжения», а всего их существовало 4 (особая, первая, вторая и третья). Поток иногородних покупателей в Москву постоянно нарастал. У крупных универмагов вырастали огромные очереди.

В советской периодике 1930-х можно было прочитать статьи представителей розничной торговли, сетовавших на то, что покупатели в основном интересуются недорогой продукцией, а, например, шелковые платья, которые фабрики поставляют в магазины, им не по карману, а также рассказывающих о проблемах некачественного шитья на швейных предприятиях, из-за чего нередко приходилось отдавать полученные магазином вещи на доработку в кооперативные артели. Кроме того, из публикаций следовало, что продавцы самостоятельно заказывали партии одежды в кооперативах и лично договаривались о фасонах, заказываемых моделей.

С началом войны в СССР стали закрываться, магазины, модные ателье и другие учреждения, связанные с индустрией моды и красоты. Вскоре на территории СССР вновь была введена карточная система распределения товаров, обусловленная военным временем. Масштабы разрушений и бедствий были такими, что казалось, зарождающаяся советская мода больше не возродится. Война быстро наложила отпечаток на внешний облик людей. Сотни тысяч девушек и юношей, попавших со школьной скамьи на фронт, просто не успели узнать, что такое мода, им пришлось облачиться в военную форму. Многие оставшиеся в тылу женщины выполняли тяжелую и грязную работу вместо ушедших на фронт мужчин – рыли окопы, работали в госпиталях, тушили зажигалки на крышах домов. Вместо модной одежды в женскую жизнь вошли брюки, телогрейки и кирзовые сапоги.

На исходе войны, в 1944 году, советское правительство решило содействовать возрождению моделирования модной одежды в стране и открыло в Москве дом моделей на знаменитой еще с ХVIII века «улице моды» — Кузнецкий Мост, дом № 14. Начался новый важный этап в истории советской модной индустрии. Разрабатывать новые модели одежды для советских людей должны были лучшие художники-модельеры страны, а швейные фабрики собирались обязать производить продукцию не по собственному усмотрению, а только по лекалам самых успешных модельных образцов. Такое намерение было еще в конце 1930-х годов, но война помешала осуществить все это на практике в масштабах страны.

СССР намеревался продемонстрировать миру преимущества централизованной социалистической экономики. Было решено, что перспективное развитие моды должно быть связано с ансамблевым моделированием, предполагавшим создание единой концепции костюма. В те тяжелые военные годы, когда весь мир испытывал трудности в сфере легкой промышленности, идея ансамблевого моделирования была крайне странной, так как её реализация требовала значительных финансовых вложений. Государственный подход к развитию моды в стране открывал перед властью перспективу контролировать, во что одевается население, регулировать модные тенденции, противопоставляя советскую моду буржуазной. Перевод на мирные рельсы легкой промышленности страны, работавшей почти целиком на нужды армии, был неизбежен. Нужно было начинать осваивать выпуск швейными фабриками бытовых вещей.

Единая централизованная система моделирования одежды в СССР создавалась постепенно и прошла в своем развитии несколько основных периодов. На первом этапе, в 1944 – 1948 годах, функционировало лишь несколько региональных Домов моделей в крупнейших городах, среди которых ведущее место занимал Московский Дом моделей (МДМ). Кроме Москвы, в 40е годы Дома моделей были открыты в Киеве, Ленинграде, Минске и Риге. В конце войны у государства, ратовавшего за возрождение моделирования одежды, не было средств на моду. Поэтому Московский Дом моделей (МДМ) был обязан работать на принципах самоокупаемости. Планировалось, что швейники будут заказывать и оплачивать МДМ конструирование моделей модной одежды, внедряемых на фабриках. Но предприятия не хотели что-либо заказывать, им было выгодней пускать на поток допотопные модели собственного изготовления, сделанные по старым лекалам, тиражируя тем самым вышедшую из моды, некачественную продукцию. Ситуация усугублялась высоким спросом – любая более-менее дешевая и практичная одежда раскупалась мгновенно. Кроме швейных фабрик пошивом одежды занимались многочисленные артели, выпускавшие дешевую продукцию невысокого качества, которая из-за дефицита пользовалась неизменным спросом. Так что преимущества централизованной социалистической экономики перед капиталистической, были весьма сомнительны.

Московский дом моделей был обязан в инициативном порядке разрабатывать и предлагать швейникам новые модели одежды, работая себе в убыток. Поскольку моделирование оказалось убыточным, главным источником существования стали заказы структуры под названием Главособторг. МДМ не только разрабатывал новые модели модной одежды, но и шил их малыми партиями, которые затем успешно реализовывались через коммерческие магазины столицы и образцовые спецунивермаги, появившиеся в стране ещё в 1930е годы. Постановление о широком развертывании сети коммерческих продовольственных магазинов, промтоварных универмагов и ресторанов Главособторга было принято СНК СССР 18 марта 1944 года. Необходимость этой меры объяснялась заботой об улучшении снабжения советских трудящихся, а точнее, отдельных их представителей. В постановлении говорилось, что работники науки, техники, искусства, литературы, а также высший офицерский состав Красной армии располагают значительными денежными средствами, но при существующей системе нормированного снабжения не имеют возможности покупать высококачественные товары в нужном им ассортименте, а в открывавшихся коммерческих магазинах и образцовых универмагах они могли приобрести их в пределах норм отпуска в одни руки. В оборот выпускались также лимитные книжки, талонами которых можно было частично расплатиться в коммерческой сети.

Война и мода. 1939-1945 гг

Война — страшное время. Вторая мировая считается самой жестокой войной человечества. Для Советского Союза это безусловно было так и на фронте, и в тылу. Носили то, что могли достать и о моде не думали. В Европе и Америке дело обстояло несколько иначе. Жизнь в тылу была спокойнее и более обыденная, чем в СССР, хотя тоже во многом изменилась.

Женская мода в 1940х Источник: mylitta.ru/

Европейским женщинам в сороковых годах пришлось приспосабливаться к миру без мужчин. Они влезли в брюки и занялись выполнением мужской работы. Появились так называемые «девушки с ферм». Женщины стали работать на сельскохозяйственных работах и водить тракторы, то есть взялись за те занятия, которые раньше считались совсем не гламурными и подходящими для леди. Пропагандистские лозунги призывали «Копать для победы» и «Чинить и исправлять». В 1942 году для женщин и пожилых мужчин, которые уже не могли сражаться на войне в силу возраста, стали массово производить одинаковую рабочую одежду — комбинезоны и плотные брюки.

Девушки начинают носить мужские брюки. Источник: glamourdaze.com

Естественно, особых переворотов в моде в это время не было, но явно обозначился мужской стиль. Женская одежда переняла некоторые детали военной формы – пояса, пряжки, эполеты, накладные карманы. Во многих модных журналах стартовала кампания «Одно-единственное платье», предлагающая носить единственное имеющееся платье «и в пир, и в мир, и в добры люди», при этом помогая наряду выглядеть чуть иначе с помощью аксессуаров. Женщины научились быть бережливыми и изобретательными, чтобы следовать моде. Одежда укорачивалась и расширялась в плечах, талия была чётко обозначена. Создавался контраст широких плеч, широкой юбки и тонкой талии. Это подчёркивало хрупкость и изящество, ведь даже в военной форме женщина оставалась женщиной. Возникла привычка ходить с непокрытой головой или надевать на голову шарф, скрученный в виде тюрбана.

Контраст широких плеч, юбки-солнце и тонкой талии. Источник: mylitta.ru

Летние платьях украшали короткие рукава-«крылышки». А рукав кимоно шили на подкладке, чтобы сохранить объем и широкие плечи. В моду вошли костюмы с длинными жакетами, напоминающими мужские пиджаки. Женщины стали носить брюки повсеместно, потому что чулки были невообразимой роскошью.

Источник: mylitta.ru

Представьте себе, что существовали даже вечерние туалеты. Главным «модным фактором» стало появление молодых американских солдат в Европе. С ними в жизнь юных леди ворвались восторг, гламур, а главное – шелк, который в тот момент весь шел на военные нужды и гражданским лицам его не продавали. В отличии от укороченные повседневных юбок, у вечернего платья или юбки была длина в пол. Они обтягивали бедра и расширялись внизу. Появилась мода на узкие кружевные рукава и оголенные плечи. Нарядные платья шили из шёлка упавших парашютов, кому посчастливилось его раздобыть. Но более привычным материалом для платьев был тюль.

Вечернее платье из парашютного шелка

Интересно, что тенденция шить верхнюю одежду геометрических форм так прижилась за время войны, что многие с трудом приняли модные перемены после нее.

В Советский Союз мода военных годов пришла лишь в конце сороковых, когда жены офицеров привезли из Европы модные журналы. Сама же Европа в это время была увлечена Диором , который предложил ей свой «New Look».

Стиль от Кристиан Диор New Look. Источник: mylitta.ru

Luxxy поздравляет всех с праздником Победы. Пусть самой большой проблемой женщин станет выбор правильного костюма. Мира вам, друзья.

У войны не женское лицо – как изменился женский образ во время второй мировой

Парашюты из тончайшего шелка, военная униформа на женщинах – вторая мировая война полностью разрушила привычный уклад жизни. Изменился до неузнаваемости и мир моды. После того, как фашисты оккупируют Париж – сердце модной индустрии, изысканная французская мода становится недоступной для стран – союзников.

В Великобритании многие материалы, из которых раньше шили одежду, востребованы в военных целях. Для сохранения тканей государство даже ввело ограничения касательно швейной промышленности, которые напрямую коснулись длины и ширины юбок, и определенное количество ярдов ткани отпускалось на каждый размер платья. США, также, вводят аналогичные ограничения. Острая нехватка материалов заставляла использовать всё, что попадалось под руку. Из пары фланелевых мужских брюк рождалась прямая юбка, из частей старого платья появлялось новое, вязаный джемпер распускался и перевязывался в детскую одежду, а одеяло можно было покрасить и переделать в зимнее пальто, например.

Читайте также:  Стильные, уличные фото с недели моды в Лондоне весна/лето 2020

Главным «модным» дизайном женской одежды становятся военные мотивы. Благодаря знаменитой Эльзе Скиапарелли появились специальные костюмы, в которых можно было находиться в бомбоубежищах. Конечно, одежда становится более простой и практичной – исчезло все, что забирало лишнюю ткань. Но, несмотря на все страшные лишения и ужасы военного времени, женщины оставались женщинами и продолжали стремиться к красоте. Постепенно центр моды перемещается в американский Голливуд – потому как кино было одним из самых популярных мест отдыха. Теперь модные тендеции диктуют новые кумиры, которые вдохновляют обыкновенных женщин, это – Лорен Бэколл, Марлен Дитрих, Ава Гарднер, Рита Хейворт – все они были воплощением идеалов своего времени.

В реальной жизни среди разрухи и бомбоубежищ гражданская одежда дополнялась военными деталями – пряжками, эполетами, накладными карманами, поясами. Теперь в моде широкие плечи, «стянутая» талия и короткие юбки. Надо сказать что юбки, не собирались сдавать своих позиций, несмотря на военный дух, который был повсюду, даже в дамском белье и чулках – роскошным считалось бельё, сшитое из парашюта сбитого вражеского летчика. Острый дефицит шелка особенно ярко наблюдался в производстве чулок и носков, в результате чего пришла мода на обнаженные ноги, и, соответственно, удаление волос, тонирование кожи и рисование чулочного шва прямо на ногах!

Для создания эффекта ярко выраженной талии женщины зрительно увеличивали верхнюю часть платья. К летним платьям пришивали крылышки из марли или органзы, которые укладывались в фалды и закреплялись, придавая им с помощью «плечиков» форму, подобную эполетам. Особым шиком считалось носить дефицитные плиссированные, гофрированные или юбки солнце-клёш. Основной силуэт военного времени у платьев и костюмов был в виде буквы X. Также, в одежде присутствовали формы прямоугольника, чаще она относилась к пальто. Из-за нехватки материалов, а также, с целью разнообразить простой фасон, зачастую в одном платье могли использоваться несколько цветов и фактур, что также стало отличительной чертой военной эпохи. Особенностью костюмов был длинный жакет, часто напоминающий мужской пиджак, который был в явном резком контрасте с короткой юбкой. Впервые жакеты начинают надевать не только с юбками, но и с платьями, и даже с брюками. Обувь стали носить на «босу ногу», прикрывая наготу длинными брюками.

Ещё одним новшеством стали женские сумки на ремне через плечо, прототипами которых были военная планшетка и сумка для противогаза. Не избежала влияния военного времени и обувь. Из-за нехватки кожи, которая тоже относилась к стратегическим материалам, как и шелк, выросла популярность самодельной обуви на платформе из дерева и пробки, верх которой шили из ткани или вязали из ниток.

Вечерние туалеты не покидали гардеробы представительниц прекрасного пола вопреки военному положению и представляли собой длинные юбки в пол, обтягивающие бёдра и расклешённые внизу, узкие рукава из кружев, обнажённые плечи или рукав кимоно. Особую популярность приобрели платья из тюли, поскольку многие женщины жертвовали занавесками ради нового наряда, совсем как Скарлет О’Хара портьерами своей матушки. В ход шли и бахрома из ниток, и вышивка ангорской шерстью, и искусственные цветы, и сеточки для волос.

Ещё одной гениальной находкой для выходного наряда были накладные воротнички и манжеты. Как правило, белые воротнички и манжеты сочетались с тёмными платьями и блузами, что делало их более торжественными. Но лишь одно всегда оставалось неизменным – это цветовая гамма. Война оставила свой отпечаток на моде 1940-х тёмной палитрой красок в женском гардеробе. В моду входит тюрбан, который становится символом военной моды в Западной Европе и Северной Америке. Тюрбан делали из разных материалов, в том числе из шарфов и платков и повязывали разными способами. Эта деталь гардероба имела практичную функцию – скрыть отсутствие прически, так как из – за дефицита мыла женщины не имели возможности ухаживать за волосами. С этой задачей справлялись и широкополые шляпы, и вуаль, которая скрывала отсутствие макияжа.

После 1945 года люди всерьез занялись не только обустройством территорий, но и созданием ярких образов. Тяга к прекрасному отразилась и в на нарядах. Естественно, возникло желание вспомнить о тех временах, когда модно было быть элегантной и женственной. Сразу после войны был рожден стиль «New look». В моду вошли пышные юбки, которые подчеркивали тонкие талии и отличались наличием подъюбников. Такой образ был визитной карточкой 50-х годов. Новые силуэты отражали новые стремления свободных от войны людей. Dior, вдохновленный романтизмом, создал коллекцию, которая подчеркивала талию, грудь и бедра. Вот тогда-то и родился силуэт «песочные часы». Дополняли такой образ шляпы и туфли на каблуках.

Мода военных лет: что носили женщины и как война повлияла на моду

Вторая мировая война тяжким бременем легла на плечи модной индустрии. Во многих странах были введены всеобщие нормы потребления, которые касались и одежды, которую зачастую можно было получить только по карточкам. Данные меры приводили к упрощению костюма и росту изобретательности модниц тех лет.

Острая нехватка материалов заставляла использовать всё, что попадалось под руку: пара мужских фланелевых брюк превращалась в прямую юбку, вязаный джемпер распускался и перевязывался в детскую одежду, из хорошо сохранившихся частей старых платьев создавалось новое, а одеяло можно было покрасить и переделать в зимнее пальто.

В дизайн одежды начала 1940-х годов прочно вошли военные мотивы. Даже знаменитая Эльза Скиапарелли создавала костюмы, в которых можно было находиться в бомбоубежищах[1].

Костюм для бомбоубежища. Источник: creativehead.blog.ru

Одежда становилась более практичной и постепенно теряла всё, что забирало на лишнюю ткань: манжеты с отворотами, брюки с манжетами, карманные отвороты и плиссировка.

Вопреки условиям военного времени женщины стремились к красоте и искали вдохновение у новых кумиров. Центр модного мира из оккупированного Парижа переместился в американский Голливуд. Несмотря на постоянные боевые действия, кино было одним из самых популярных мест для отдыха. Кинодивы 1940-х – Лорен Бэколл, Марлен Дитрих, Ава Гарднер, Рита Хейворт – были воплощением идеалов своего времени, к которым стремились многие женщины по другую сторону океана.

Марлен Дитрих. Источник: maskball.ru

Рита Хейворт. Источник: vigrali.narod.ru

Тем временем, силуэт женской одежды всё больше заимствует военную строгость. Гражданская одежда дополнялась военными деталями – поясами, пряжками, эполетами, накладными карманами. В моду входят широченные плечи, будто бы примеривающие на себя тяжесть погон; по-военному стянутая талия, чётко обозначенная под солдатский ремень, и короткая длина юбок[2].

Юбки не теряли своей популярности, несмотря на общую милитаризованность общества. Они могли кроиться со вставками из другого материала или цвета, чаще всего юбки имели одну или две встречные складки. Особым шиком считалось носить дефицитные плиссированные, гофрированные или юбки солнце-клёш.

Одной из основных тенденций в моде начала 1940-х является геометричность форм. Основной силуэт военного времени у платьев и костюмов был в виде буквы X. Также в одежде присутствовали формы прямоугольника, чаще она относилась к пальто; двух треугольников, вершины которых соединялись вместе на линии талии (пальто и платье); и квадрата (жакет квадратной формы с узкой короткой юбкой-карандаш).

Яркой особенностью 1940-х является возвращение талии на своё естественное место. Её стали четко обозначать, стягивая широким поясом или подчеркивая облегающей одеждой: благодаря этому не терялось впечатление хрупкости на фоне военных деталей костюма. Также для создания эффекта ярко выраженной талии женщины зрительно увеличивали верхнюю часть платья. К летним платьям пришивали крылышки из марли или органзы, которые укладывались в фалды и закреплялись, придавая им с помощью «плечиков» форму, подобную эполетам. Даже рукав кимоно, называемый в то время «летучая мышь», для сохранения объёма выполняли на подкладке. Из-за нехватки материалов, а также с целью разнообразить простой фасон, зачастую в одном платье могли использоваться несколько цветов и фактур, что также стало отличительной чертой военной эпохи.

Что касается костюмов, то их особенностью был довольно длинный жакет, часто похожий на мужской пиджак, конраститирующий с короткой юбкой. Примечательно, что впервые жакеты начинают надевать не только с юбками, но и с платьями, и с брюками.

Главной проблемой при изготовлении одежды было отсутствие качественных тканей. Шёлк, нейлон и шерсть были стратегическими материалами, так как из них шили военную форму и делали парашюты, поэтому в гражданских целях их использование было запрещено или ограничено.

Шёлк во время войны заменил его искусственный аналог и вискоза, а шерстяные ткани — связанные вручную трикотажные вещи. Использование парашютов привело к тому, что шёлковая ткань появилась в обиходе. Особым шиком считалось бельё, сшитое из парашюта сбитого вражеского летчика[3]

Острый дефицит особенно ярко наблюдался в производстве чулок и носков, в результате чего пришла мода на обнаженные ноги, удаление волос, тонирование кожи и рисование чулочного шва прямо на ногах.

По тем же причинам обувь стали носить на «босу ногу», прикрывая наготу длинными брюками, которые постепенно начали входить в женский гардероб. Ещё одним новшеством стали женские сумки на ремне через плечо, которые отличались своей практичностью. Их прототипами были военная планшетка и сумка для противогаза[4].

Вечерние туалеты, которые не покидали гардеробы вопреки военному положению, представляли собой длинные юбки в пол, обтягивающие бёдра и расклешённые внизу, узкие рукава из кружев, обнажённые плечи или рукав кимоно. Особую популярность приобрели платья из тюли, поскольку многие женщины жертвовали занавесками ради нового наряда.

Украшения для своей одежды женщины, как правило, мастерили своими руками. В ход шли бахрома из ниток, вышивка ангорской шерстью, искусственные цветы и сеточки для волос.

Пуговицы в 40-е годы тоже были особенные: из-за отсутствия возможности достать одинаковые экземпляры женщины обтягивали тканью более-менее похожие по форме пуговицы. Ещё одной находкой для выходного наряда были накладные воротнички и манжеты. Как правило, белые воротнички и манжеты сочетались с тёмными платьями и блузами, что делало их более торжественными [5].

Каждая женщина старалась преобразить свою одежду в силу своих возможностей, благодаря чему мы можем наблюдать такое разнообразие фасонов. Но одно оставалось неизменным – цветовая гамма. Война оставила свой отпечаток на моде 1940-х тёмной палитрой красок в женских гардеробах.

Не избежала влияния военного времени и обувь. Из-за нехватки кожи, которая тоже относилась к стратегическим материалам, росла популярность самодельной обуви на платформе из дерева и пробки, верх которой шили из ткани или вязали из ниток.

Особую нишу в моде военных лет занимают головные уборы. В Западной Европе и Северной Америке одним из символов военной моды стал тюрбан, который делали из самых разнообразных материалов ткани, платков и шарфов, повязывая разными способами.

Тюрбан был крайне прост в изготовлении и очень элегантен. Но основной его целью было скрыть отсутствие прически, так как из-за дефицита мыла и тяжёлых бытовых условий женщины не имели возможности должным образом ухаживать за волосами. Этой же цели служили также получившие популярность широкополые шляпы, а вуаль скрывала ещё и отсутствие макияжа[6].

Какие бы тяжёлые времена не переживало общество, мода не умирает. Женщины остаются женщинами, их наряды впитывают в себя дух времени и продолжают развиваться. Как говорил французский писател А. Франс: «Покажите мне одежду определённой страны, и я напишу её историю»[7].

Автор: Екатерина Дадыкина

[1] 40-ые годы. Мода во времена II мировой войны (1939-1945). MelinaDesignStudio // http://www.melina-design.com/fashion_40.html

[4] 40 — ые годы. Мода во времена II мировой войны (1939-1945). MelinaDesignStudio // http://www.melina-design.com/fashion_40.html

[7] Мода и стиль времен Второй мировой войны. Журнал Милитта

Как Русско-турецкая война повлияла на моду

Историк моды Ольга Хорошилова рассказывает, как война 1877–1878 годов перекроила отечественный гардероб и как благодаря конфликту с турками в нем появились бекеши, куртки кожанки, «русские» платья, шубки «сербинки» и манто «Черняев»

Походный стиль

Не то чтобы наша армия была не готова к войне. Конечно, был разработан план стратегического развертывания, намечены операционные линии, обозначены места форсирования Дуная… Но тыловые части работали скверно, интенданты воровали, поставщики обманывали. Перед началом кампании никто не учел, что куцые узкоколейки не справятся с перевозкой боеприпасов и амуниции, а проливные дожди превратят проезжие дороги в глиняное месиво. Что война может затянуться, а у наших войск недостаточно теплых вещей.

И как часто бывало, армия сама придумала себе новый, походный гардероб.

Читайте также:  Скраб из овсянки для лица - рецепты, применение, эффективность и отзывы

Нижние чины одного из русских пехотных полков во время отдыха. Кавказский фронт войны. 1877–1878 годы © Частная коллекция, США

Как только войска переправились через Дунай, возникла проблема — жара. В суконных мундирах и шароварах было нестерпимо душно. Их тихо свернули в ранцы. Офицеры надели полотняные кители, солдаты ходили запросто — в рубахах. На головы нахлобучили чехлы от головных уборов и назатыльники, а вместо сапог натягивали опанки — разновидность балканской обуви. Началь­ство на эти нарушения закрыло глаза, так как само страдало от жары.

Переход кавказских войск через Саганлук на пути в Эрзерум в мае 1877 года. Гравюра типографии . 1879 год © Коллекция Ольги Хорошиловой

Война затянулась. За осенью пришла зима, а наша армия все еще не могла взять Плевну, да и заветный Царьград был далеко, за балканскими хребтами. Теплых вещей катастрофически не хватало. От обморожения и верной гибели спасали смекалка и деньги. Офицеры шили себе толстые наушники из отрезан­ных концов башлыка, а из турецких килимов и балкан­ских ковров — рукавицы. Обувь придумывали из всего, что было под рукой. Скажем, наворачивали куски сукна, шерстяные платки, воловью кожу и стягивали все это жгутами. Страшно, конечно, но довольно удобно, а главное — тепло.

Михаил Константинович Языков, Кавалергардского полка. Фототипия 1909 года Запечатлен в теплой меховой бекеше, в которой сражался против турок при Шейново и Тырново в декабре 1877 — январе 1878 года. © Коллекция Ольги Хорошиловой

Вместо походных шаровар офицеры надели купленные у местного населения войлочные штаны, широкие в шагу. В них было легче лазать по горам. Некоторые хитрые счастливчики обзавелись кожаными пальто и шведскими куртками, которые в небольших количествах получали из отрядов Красного Креста. Именно тогда, зимой 1877–1878 годов, началась в России эта мода — на военные кожаные куртки.

Казимир Густавович Эрнрот, , военный министр Болгарии, участник войны. София, 1880 год Одет в двубортную тужурку болгарской армии. © Коллекция Ольги Хорошиловой

Отличным средством спастись от холода стала борода. Кажется, на Балканах не осталось никого, кто бы не отрастил густые бакенбарды или бороду лопатой. После окончания войны офицеры и генералы не спешили их сбривать, хоть это и противоречило уставу. Для многих борода стала знаком участия в боях, и ее носили с гордостью.

Михаил Дмитриевич Скобелев. Весна 1878 года Его роскошные бакенбарды имитировали в те годы многие русские щеголи. © Коллекция Ольги Хорошиловой. Публикуется впервые

Среди тех, кто воевал на Балканах, были истинные щеголи. Молодой генерал Михаил Скобелев, склонный к франтовству, всерьез раздумывал над тем, в чем покорять горные хребты. «Он заказал себе для перехода через Балканы необыкновенной длины и теплоты сюртук на черном бараньем меху», — посмеивался художник Василий Верещагин. Он же подметил и другую модную слабость полководца — любовь к парфюмам. Верещагин вспоминал: «Когда, снова возвращаясь на Дунай, я зашел к матери Михаила Дмитриевича, она попросила доставить сыну [на фронт] ящичек, очень нужный. На границе вскрыли ящик, и он оказался битком набитым склянками духов».

Сам Василий Верещагин, кстати, одевался тоже оригинально, с нацио­нальным колоритом. Он купил у балканских торговцев короткий румынский полушубок — ловкий, хорошо сшитый, на бараньем меху. Голову он покрывал остроконечной бараньей шапкой, смахивавшей на болгар­ский «калпаци». Любитель военных деталей, художник был вооружен шашкой на портупее, у борта шубы белел орден Святого Георгия, добавлявший солидности владельцу.

Василий Верещагин на театре военных действий. Фототипия годов Запечатлен в щегольской бурке, балканской меховой шапке и с азиатской шашкой. © Коллекция Ольги Хорошиловой

Повелено утеплиться

Через три года после окончания войны император Александр III, сменивший отца на троне, ввел новую форму, учитывавшую недостатки прежнего обмундирования и «походный стиль» участников войны.

Глядя на нее, начинаешь буквально кожей ощущать навязчивый, почти патоло­гический страх перед морозом. Форму не то что утеплили, ее переутеплили. Шапки стали меховыми: мерлушковыми у генералов и офицеров, барашко­выми у солдат. В них было хорошо только зимой. Весной и летом военные обильно потели. И теперь не балканские морозы, а жара среднерусской полосы вызывали обмороки и болезни. Но приходилось терпеть, ведь по приказу 1881 года меховая шапка стала парадным головным убором, а парады происходили круглогодично.

Капитан и старший пехотного полка, четвертого в дивизии, в форме образца 1881 года. Конец годов На рукаве — золотые и серебряные галуны образца 1890 года, указывающие на то, что он прослужил на сверхсрочной действительной службе свыше шести лет. © Коллекция Ольги Хорошиловой

Утеплили и другие части формы. В 1881 году ввели «мундир двубортный», больше похожий на крестьянский суконный армяк — без пуговиц, с запахом, а у щеголей — с косым бортом, заходящим почти на бок. С мундирами носили шаровары — теперь широкие и ноские. Их заправляли в разухабистые с картинным развалом сапоги со многими складками. Выходило совсем . Летом мундиры и шаровары никто не отменял — солдаты, офицеры, генералы на парадах потели и страдали.

Разведчики Измайловского полка. Около 1903 года Ошибки войны были учтены императором Александром III. Русская армия получила больше теплых бекеш и валенок. © Коллекция Ольги Хорошиловой

Александр III утеплил и лица, повелев «бороды не брить». Вскоре стало сложно отличить участника от гвардейского щеголя. Все были бородаты и чуть мужиковаты. И все немного напоминали императора, автора этих утеплительных реформ, продиктованных войной.

Поручик Московского полка Дмитрий Михайлович Пунин. С, конец годов Его аккуратная «русская» борода полностью соответствует уставу. © Коллекция Ольги Хорошиловой

«Султанский красный» и мода на генералов

Пока на Балканах русские войска боролись против турок, османский и русский стили гармонично существовали в светской моде. Мужчины, к примеру, полюбили расшитые сутажом фески, украшенные бахромой, а также халаты в турецком вкусе. При этом не брезговали национальными косоворотками, которые надевали вместо утренних сорочек. Истые наряжались эдакими болгарами и аккуратно отращивали бакенбарды в стиле генерала Скобелева, очень популярного в то время. Кстати, подражая ему, столичные щеголи обзавелись черными меховыми полушубками.

Император Александр III в военном сюртуке. , начало годов На шее — знак ордена Святого Георгия степени, полученный им в 1877 году. Император позирует с бакенбардами, вошедшими в военную моду во время войны. © Коллекция Ольги Хорошиловой

Еще во время конфликта 1876 года, ставшего прологом войны, в России придумали два оттенка синего: «сербинка» — в честь братского народа, угнетаемого османами, и «Черняев» — в честь русского генерала Михаила Черняева, командующего сербской армией. После 1878 года они стали настоящими хитами моды.

Тогда же были придуманы «султанский красный» — особый кровавый цвет поверженных османов, а также «адрианопольский красный» — символ пролитой на Балканах русской крови.

Иосиф Владимирович Гурко, в честь которого было названо модное дамское пальто. , 1879 год © Коллекция Ольги Хорошиловой

Во время войны портные шили вещи, посвященные русским генералам — участникам кампании. Появились, к примеру, манто «Черняев», пальто «Тотлебен» (по фамилии генерала Эдуарда Тотлебена) и «Гурко» (в честь генерала Иосифа Гурко). Самой популярной, однако, была шубка «Скобелев», о которой писали: «Она из сукна вроде барашка цвета беж, с опушкой из балканской лисицы. Аграмантовые застежки цвета беж с примесью белокурого бисера замыкают одежду на груди».

Вместе с генералами в моду вошли безымянные образы славянского народа. Портные предлагали пальто и шубки «болгарка», «сербинка», «черногорка», а также блузы и костю­мы с восточноевропейской вышивкой. Детей одевали в костюм­чики, почти дословно скопированные с народных балканских.

Еще одной новинкой, спровоцированной войной, стало «русское платье». Так назвали пестрый псевдонародный костюм — блузу с юбкой или сарафаном, сплошь затканные несложными узорами в украинском, балканском или русском стиле. Модный обозреватель отмечал:

«Здесь [в Павловске под Петербургом] начинает преобладать русский наряд на молодых девушках среднего класса: рубашка тонкая, иногда даже кисейная, вышитая красным, передник такой же, юбка почти всегда с разноцветными галунами, много бус, коса свободно спускающаяся до талии, иногда повязка на голове или даже венок из цветов. Мило, приглядно, неприхотливо, но немного поражает среди европейских нарядов».

Ночнушки в театр и мужское белье: что носили советские женщины во время войны

Даже в самые напряженные годы истории женщины всегда хотели быть красивыми и стильными.

Эксперт моды Оксана Новицкая и историк Александр Кузнецов рассказали, как война повлияла на стиль советских женщин и что военное время подарило модницам 1940-х годов, пишет “Сегодня”.

ГЛАМУР В ОКОПЕ: НОВЕ ФАСОНЫ

С началом войны вся легкая промышленность перепрофилировалась на военные нужды. Но даже в те годы в СССР несколько раз выходили модные журналы. В архивах библиотек, к примеру, можно найти советский журнал “Модели сезона”, подписанный в печать в сентябре 1942 года с тиражом 100 тыс. экземпляров. По тем временам это было немного — для сравнения, тираж “Правды” доходил до 60 млн. экз.

Девушкам на фронте (медсестрам, связисткам и т. д.) было не до красоты. Первое время для них даже не шили белье и форму — им просто давали мужскую. В свободное время дамы выкручивались как могли: шили из парашютной ткани белье и нашивали белые воротнички на форму. Возвращаясь домой, они продолжали носить военную одежду. И не из хвастовства — просто других вещей не было.

На оккупированных территориях все было по-другому. Многие земли были заняты немцами по два года, и люди волей-неволей контактировали с захватчиками, частично перенимая их стиль жизни. В кинотеатрах немцы транслировали пропагандистские фильмы, и местные женщины старались копировать наряды, макияж и прически актрис.

А в тылу женщины узнавали о новых тенденциях благодаря гуманитарной помощи, которую передавал Красный Крест. Хотя следовали им далеко не все: в тылу девушки работали на заводах, рыли окопы, дежурили в госпиталях, и потому блузкам и легким платьям предпочитали кирзовые сапоги, телогрейки и теплые штаны. Кроме того, многие сознательно одевались похуже, чтобы их не приняли за “фифочек”, которые продаются за помаду и чулки.

ПРИЧЕСКИ И ШЛЯПЫ-МАСКИРОВЩИКИ

В условиях дефицита модницы военных лет делали шляпы из клееных газет, а из занавесок — косынки и шарфы. Головной убор был очень важен в то время: с его помощью скрывали грязные волосы — мыло и горячая вода в тылу были далеко не везде. Из-за этого обладательницы длинных кос часто состригали их, чтобы реже мыть голову. Самая популярная прическа тех времен — гладкие сверху волосы (так легче приколоть пилотку), которые становились пышнее книзу. Для укладки использовали настойку льняного семени или воду с сахаром.

ТРОФЕЙНАЯ МОДА: В НОЧНУШКЕ В ТЕАТР

Солдаты, возвращаясь домой, часто привозили с собой трофеи из Европы. Среди них были и одежда, модные журналы, украшения. Изголодавшиеся по всему красивому советские женщины с жадностью всматривались в диковинные модели и старались их копировать. Многие из них впервые видели журналы мод; с вырезками оттуда они шли в ателье и просили сделать что-то максимально похожее на понравившуюся им одежду.

Трофейная одежда настолько отличалась от той, к которой привыкли простые советские люди, что дело часто заканчивалось конфузом. Женщины не могли представить, что белье могут делать из шелка с дорогой вышивкой, и потому могли прийти в театр в ночнушке, думая, что это вечерний наряд. К слову, надеть трофейное стыдным не считалось: актрисы даже фотографировались в такой одежде для своих портретов.

Кроме того, послевоенное время подарило популярность украшениям с гранатами, маленьким наручным часикам и меховым изделиям.

ЗА ГРАНИЦЕЙ

Во многих странах Европы во время войны приняли специальную программу, по которой запрещалось использовать в легпроме любую сталь. Мастерам обуви пришлось выкручиваться, и они придумали заполнять пространство между подошвой и каблуком пробковым деревом. Получилось не только симпатично, но и удобно. Также появилось понятие сумок из соломы и перчаток из ткани — кожа тоже шла на военные нужды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *