Обзор цен: сколько стоит якутский национальный костюм

В преддверии главного праздника народа саха — ысыаха— редакция News.Ykt.Ru рассмотрела дорогой и бюджетный варианты якутского национального костюма для мужчины и женщины. В качестве примера мы выбрали прошлогодние наряды главы Якутии Айсена Николаева и его супруги Людмилы.

По словам этнографа, преподавателя СВФУ Капитолины Максимовой, главный элемент мужского костюма — это пальто. Однако у Ил Дархана, как и у большинства современников, оно больше похоже на сюртук. Это влияние городской жизни. Такие легкие пальто носила городская интеллигенция в конце 19 — начале 20 веков. Единственное отличие — отделка мехом. В целом костюм Николаева — это интерпретация традиционного пальто «кытыылах сон» с большими плечами и черным воротником. Раньше считалось, что чем больше плечи, тем состоятельнее человек. О социальной принадлежности хозяина говорил и воротник.

«В последние годы стало очень модно носить парные костюмы. Мужчины под влиянием современности предпочитают пальто светлых оттенков. Любят зеленый, темно-синий, голубой цвета. Все-таки ысыах — это летний праздник и хочется чего-то поярче. Серебряные орнаменты в виде ромбов тоже в тренде. Они выполняют роль оберега — „биэс харах“. Также у мужчин в моде серебряные пуговицы. Обычно в традиционном костюме под пальто надевают рубашку. Она такого же кроя, как и халадай, но только короче. Современный и деловой человек, тем более Айсен Сергеевич, вправе позволить себе и обычную рубашку с галстуком. Ведь он, наверно, переодевается в пиджак и встречает гостей.

Еще один обязательный элемент мужского костюма — ремень (кур). Сегодняшний шик — это серебряные пояса. Раньше очень часто путали орнаменты: вместо мужского наносили женские, растительные узоры. Сегодня ситуация исправилась, и мужчины носят настоящие мужские пояса с геометрическим и сдержанным орнаментом. Вообще, на поясе изображают практически все что угодно. Лично я видела Манчаары, гербы улусов, различных животных. И это нормально. Почему бы и нет? На традиционные пояса тоже наносили то, что видели. Например, на каком-то ремне был изображен барс. Оказалось, что где-то когда-то забежал барс из Амура. Все это, конечно же, делается из охранительных соображений. Такие ремни есть у многих народов Сибири. На пояс обязательно подвешивается нож, он показывает мужественность его хозяина. Также на ремне можно носить различные утилитарные предметы. Например, раньше это могло быть огниво. Мех летом носили для красоты, и чтобы показать свою состоятельность. Комаромахалка — дэйбиир — тоже обязательна. Особая роскошь — серебряная рукоятка, как у Айсена и Людмилы Николаевых.

Дополняют костюм головной убор из конского волоса и кожаные сапоги. По обуви определяли степень щегольства мужчины. Сегодня сапоги делаются на европейский манер. Это стилизованная обувь, при этом на носке сохранилась контрастная полоска. Если раньше она имела утилитарное значение, то сейчас используется в качестве декоративного элемента. Верхняя оторочка (билэ) мужской обуви имеет геометрические орнаменты, а иногда полоски», — подчеркнула этнограф.

Что касается костюма Людмилы Николаевой, по мнению Капитолины Максимовой, он тоже сделан под современный манер. Это интерпретация традиционного женского пальто «тангалай сон». Раньше безрукавки — рукава три четверти — носили только замужние женщины как символ того, что после замужества девушке обрубают крылья. Обычно такое пальто делали из ровдуги, обшивали бисером и мехом.

«Женский костюм — это, конечно же, халадай. Сейчас его шьют из современных и приятных телу материалов. Например, у Людмилы — шифон в несколько слоев. Раньше халадай был из простой материи, в обычной жизни его носили поверх друг друга. При этом у каждой уважающей себя женщины был парадный халадай. Поскольку ысыах был единственным праздником, когда люди наряжались, куда-то шли и встречали людей, они надевали все самое лучшее. Халадай без жилета (кэһиэччик) не носят. Платье обязательно должно быть длинным. Короткие платья, а также узкие в талии халадаи, как у казашек, считаются лишь стилизованными. Это далеко не халадай и не традиционное платье. Сейчас модно носить платья черного цвета, они отлично смотрятся с серебром. Однако раньше на праздник выбирали светлые цвета», — рассказала она.

В отличие от одежды, украшения обладают большей оберегательной силой, продолжает этнограф. В женских украшениях бессменны лировидные и растительные орнаменты. Они являются символом плодородия.

«Лировидные узоры и орнаменты наносятся не только на украшения, но и на одежду и обувь. Обычно что говорят про серьги с такими узорами? Сколько у тебя детей и внуков, столько и подвесок. Все это, мне кажется, мифотворчество последних лет. Если мы говорим про архаичные, то это серьги в виде знака вопроса. По поводу круглых блях, как у Людмилы. Ранее считалось, что их должно быть три (үс күннээх): на голове, илин кэбиһэр и на поясе. У них сильная охранительная функция. Как описывала Светлана Петрова, солнце (күн) символизирует невинность девушки и оберегает от злых духов.

Бастынга не выглядела как сейчас, когда-то это был кожаный обруч. Металлической она стала лет 50 назад. Вообще, замужние женщины не носили бастынга. Это было девичьим украшением. Особым шиком для женщин был шелковый платок, хотя это тоже влияние русской культуры. Если совсем уходить в этнографический период, то поверх бастынга надевали шапку дьабака. Если посмотреть фото с ысыаха конца 19 века, можно заметить, что все тепло одеты. Это потому, что каждый надевал все самое лучшее. Чем больше меха и серебра, тем влиятельнее считалась семья. Ысыах был местом сватовства.

В целом образ Ил Дархана и его жены — удачный пример сочетания новых тенденций и национальных традиций. Костюмы яркие и свежие. В отличие от аляпистых нарядов, они минималистичны, в них нет ничего лишнего», — подчеркнула этнограф.

Украшения, аксессуары и прочие детали якутского костюма семьи Николаевых в ювелирном магазине оценили следующим образом:

Как рассказала News.Ykt.Ru одна из известных швей республики, в прошлом году ткань, которая использована в костюме Николаевых, стоила 4500 рублей за метр. Натуральная голубая норка стоит 5000-6000 рублей, в их костюмах использованы где-то 15 штук. На халадай потрачено около 7 метров ткани, которая обойдется приблизительно в 3500 рублей. За пошив женского костюма мастер запросила 5000-7000 рублей, за мужской — от 10 000 до 15 000.

Цена на сапоги из натуральной кожи без серебряных вставок в столичных магазинах в пределах 6000-8000 рублей. Цена на тюбетейку из конского волоса стартует от 1950 рублей и выше, цена зависит от работы мастера. Минимальная цена за шляпу из такого же материала — 6500 рублей.

Итак, если вы хотите полноценный образ, как у четы Николаевых, то будьте готовы отдать только за ювелирные изделия, аксессуары и другие детали для одежды 400 000 рублей. Сумма парного костюма с учетом работы мастера составит около 120 000 рублей. Всего — более полумиллиона рублей.

В поисках бюджетного варианта мы отправились на Столичный рынок. Мужская и женская стилизованная обувь там продается за 1500 рублей, большие илин кэбиһэр начинаются от 1000 рублей, бастынга — от 800. За серьги придется отдать 200 рублей, за мужской ремень и браслеты (бөҕөх) — по 500 рублей. Халадай и мужское летнее пальто стоят по 3500 рублей.

Жилетку (кэһиэччик), комаромахалку (дэйбиир), якутский нож и шапку из конского волоса на рынке мы не нашли. Возможно, они там есть, но не бросаются в глаза. Зато в магазинах в центре города недостающие товары представлены на любой бюджет, вкус, цвет и размер. Отметим, что цены в таблице, где мы сравнили стоимость вещей на Столичном рынке и в магазинах в центре города, указаны на крупные украшения и аксессуары.

Якутский национальный костюм: описание, история появления, фото

Национальный костюм во многом определяется такими факторами, как климат, история, культура. Например, в холодных странах в качестве деталей используются натуральные меха. Часто присутствуют вышитые на ткани национальные орнаменты или религиозная символика. В настоящие время в национальный костюм облачаются во время народных праздников и гуляний и для исполнения национальных танцев и песен.

Якутия: территориальное расположение, климат, история, культура

На данный момент она входит в состав Российской Федерации, в Дальневосточный федеральный округ. Климат там суровый, северный, с коротким летом и длинной зимой, во время которой температура воздуха может опускаться до 50 градусов ниже нуля. Этот фактор объясняет использование меха и кожи в костюме. Как народность якуты (они же саха или сахалар) произошли от тунгусцев, палеоазиатов, монголо- и тюркоязычных кочевых племен. По этой причине в деталях национального костюма присутствуют традиционные элементы одежды и других народностей. В древности якуты исповедовали религию под названием Айыы. Даже сейчас в их традициях отмечать праздник Ысыах, где прославляются Боги Айыы, присутствуют шаманы и используется горловое пение.

Образцы первых национальных костюмов

Считается, что история традиционной одежды Саха начинается в XIII веке. Тогда для тепла использовались меха и кожа животных и грубое сукно. Украшалось одеяние национальным орнаментом, который наносился на ткань путем вышивки. Когда якуты освоили скотоводство, основным материалом стал мех домашних животных. Им же и декорировался костюм, например, нашивались манжеты или воротники. Помимо этого, одежа украшалась еще и бархатом. Одним из самых древних считается костюм тангалай. Представлял он собой изделие из сыромятной кожи с меховыми вставками в верхней части рукава. Талия была декорирована металлическими украшениями, по бокам присутствовали разрезы. На данный момент такой костюм уже не носят.

Современные виды кроя

В якутском национальном костюме есть несколько традиционных элементов пошива. Наиболее популярный крой называется«оноолоох, бууктаах», и включает в себя следующие элементы:

  1. Рукав «буук». Пышный, свободный, иногда со сборками.
  2. «Оноо». Это складки на спинке костюма.

Еще один крой «кытыылаах». Его особенностью является наличие широких полос из суконного материала на бортах костюма. Часто при декорировании используется красный цвет.

Национальный костюм для взрослых

При пошиве одежды для женщин используются практичные и натуральные ткани, такие как, например, сатин и ситец. Для создания праздничных одеяний используется шелк и атлас. Женский национальный костюм подразумевает декорирование вышивкой, бисером и меховыми орнаментами.

Традиционно представительницы прекрасного пола носили большое количество украшений. На голову надевались металлические или бисерные обручи с ниспадающими вдоль лица звеньями. Украшались и волосы — накосник носил название сухуох или киистэ и крепился с помощью ремешков из сыромятной кожи. Знаменитое нагрудное украшение — подвеска кэбихэр илисурэх, по форме напоминающая крест. При изготовлении использовались такие техники, как чернение и золочение. Большим количеством украшений выражалось уважение к женщине как к продолжательнице рода, кроме того, некоторые из них играли роль оберегов и талисманов.

Женская шуба называется саныйах. Изготавливается она из меха лисы, соболя и волка. Свадебный вариант украшается меховым узором в виде крыльев птицы.

Полный костюм для бракосочетания включал в себя следующие элементы: покрывало на лицо — аннах, рубаха из сыромятной кожи, натазники — панталоны, ноговицы — гетры от колена до щиколотки, доха — меховая шуба с узором крыльев, дьабака — головной убор с выступом на макушке, немного напоминающий военный шлем. Конечно же, к свадебному одеянию прилагалось большое количество украшений: на голову, шею, руки.

Читайте также:  Энн Хэтуэй показала лицо без макияжа (ФОТО)

Якутский мужской национальный костюм выглядел намного скромнее женского. Обязательно присутствовала меховая оторочка на воротнике и манжетах. Отличалась она объемом и высотой ворса. По краю подола, рукава, а также вдоль бортов шуб и накидок вышивались традиционные узоры, чаще всего синего, бежевого или коричневого цвета. Головной убор мужчины по форме напоминал военный шлем. Он делался из натурального меха. Благодаря завязкам, шея и уши были надежно защищены от ветра и морозов. Некоторые головные уборы украшались ушками, что символизировало связь с космосом и Вселенной. Другой элемент декора — полная луна или солнце, что означало продолжение рода. Также шапки иногда украшались пышными меховыми хвостами на макушке.

Что надевали на ноги

Обувь как для мужчин, так и для женщин представляла собой унты — тыс этэрбес. Они изготавливались из шкуры голени оленя — камуса, и прошивались войлоком. В такой обуви можно было комфортно чувствовать себя в мороз до 50 градусов ниже нуля. Еще один вариант — торбаза. Такая обувь делалась из сукна и кожи и подшивалась войлоком и шерстью. Отделывалась мехом рыжей лисы, чернобурки или бобра. Наиболее популярные цвета обуви: серый, бежевый, коричневый, черный. Конечно же, женский вариант украшался бисером, вышивкой, узорами из меха.

Летняя обувь называлась тэрэхэ и представляла собой укороченные ботинки.

Якутский детский национальный костюм

Почти полностью копировал одежду взрослых. Якутский национальный костюм для девочки представлял собой уменьшенную копию одежды взрослой якутки. Дети также носили различные украшения из металла, бисера и меха.

Якутский национальный костюм для мальчика тоже ничем не отличался от одеяния взрослого мужчины. Меховая оторочка и скромная вышивка — вот составные части костюма маленького якута.

Ритуальная одежда

За связь с духами у якутов отвечал особый человек — шаман. Его одеяние отличалось от костюмов обычных людей, и некоторые его детали могли носить особый ритуальный смысл. Так, например, многие костюмы украшались бахромой, напоминающей оперение, вдоль рукавов и на спине. Такое оформление символизировало птицу. Надевая такой костюм, шаман получал возможность «летать» и связываться с потусторонними мирами. Помимо бахромы для отождествления себя с птицей их изображения наносились на само одеяние и использовались в качестве подвесок. В основном это были гагара, журавль, орел и утка. Основным материалом для пошива была шкура жеребца шерстью наружу. Отдельного внимания заслуживает головной убор шамана. Материалом служила шкура с головы жеребца, на которой оставляли уши и гриву. Такой головной убор никак не украшался, обычные люди носить его не могли.

Традиционный якутский костюм

Традиционный якутский костюм (якут. саха таҥаһа) — это национальный костюм якутов. В нём сочетаются культурные традиции разных народов, он приспособлен для полярного климата, что отражается как в крое одежды, так и в её оформлении.

Содержание

Описание

Сложившаяся в ХΙΙΙ веке якутская одежда сочетает в себе множество разнородных элементов [1] . Особенно ярко это проявляется в верхней одежде, где отмечается использование самых разных по фактуре и цвету материалов: разношерстый мех, сукно, жаккардовый шёлк, ровдуга, кожа. Костюм украшается орнаментальными вставками, бисером, металлическими украшениями и подвесками [2] . Претерпевая различные трансформации и модификации, под влиянием происходящих исторических событий в социальной и культурной жизни этноса, народный костюм сохраняет древнейшие художественные традиции [3] .

Материалы и конструкция

Якутская дохристианская одежда XVII-XVIII вв. изготавливалась в основном из природных натуральных материалов — кожи, замши, меха домашних животных, так как основным видом хозяйственной деятельности якутов, как тюркского народа, было табунное коневодство и разведение крупного рогатого скота [4] . Шкуры пушных зверей использовались для дополнительного утепления в зимних изделиях, в основном, в качестве отделки. Меховые полосы в два ряда нашивались по краю борта, низу изделия и рукава — приём оформления, обусловленный, прежде всего, холодным климатом и перенятый у северных народов [3] . Привозные шёлковые, шерстяные ткани импортного производства, полученные путём натурального обмена, применялись в качестве отделки, так как были дорогими. Китайская хлопчатобумажная ткань «дабы» шла на нательную одежду, но её могли позволить себе только богатые люди. Бедные же люди изготавливали нательные и летние изделия (рубахи, халатоподобную одежду) в основном из тонких замшевых кож [5] .

У многих народов в основе покроя изделий лежит прямолинейный крой, как наиболее рациональный и часто обусловленный формой и размерами материала [6] . Традиционный якутский крой в этом смысле не является исключением. Так, повседневные изделия в основном имеют прямокроеный стан и рукав. Женская одежда такого покроя, в отличие от мужской, декорируется или нашивками из прорезной кожи по кокетке или бисерными и меховыми полосами по краям борта и подола [7] .

Нарядная, праздничная одежда якутов, как правило, имеет более сложный покрой — обычно стан делают расширенным к низу, рукава имеют сборку по окату. Такой рукав называют «бууктаах», то есть, формы «буф», якуты заимствовали его из русской городской одежды, также как и отложные воротники [8] . Облегчённые кафтаны с асимметричной застёжкой, характерные для прибайкальских народов, носили зажиточные якуты. Пальто богато декорировалось по борту бисерной вышивкой, металлическими элементами и узкой полоской дорогого меха (См. изображение мужского кафтана)

Особый интерес с точки зрения заимствования культурных традиций костюмов других народов представляет халатообразное изделие из ткани дабы с цельнокроеными рукавами, которую носили женщины летом. Эти изделия сильно отличаются от перечисленных выше изделий своей конструктивной формой. Очевидно, крой перенятый у восточно-азиатских народов, не имел большого распространения и развития из-за нерационального расхода ткани [5] .

Крой «оноолоох, бууктаах»

Наиболее распространенным и характерным для якутской одежды считается крой «оноолоох, бууктаах» — когда-то перенятый у русских военных и путешественников, но видоизменённый в соответствии с якутскими культурно-художественными традициями [8] . Такие изделия обязательно имеют складки по боковым и среднему шву спинки («оноо») и рукав со сборкой по окату («буук»). Пальто такого покроя носили как мужчины, так и женщины. Различие проявлялось в декоративном оформлении. У мужчин пальто шили из кожи или ткани дабы. Пальто из ткани имело бархатный воротник и манжеты. Женские пальто такого покроя изготавливалось из меха или замши, в зависимости от сезонного назначения. Варианты пальто из замши шили с декоративными вставками из сукна или шёлка. Если размер шкуры не позволял изготовить объёмную, удлинённую одежду, например зимнее пальто «сагынньях», комбинировали разные материалы — замшу, мех пушных зверей, ткани. Другая разновидность такого покроя называется «кытыылаах». Как вид верхней одежды он распространился значительно позже, с распространением мануфактурных тканей. Эти изделия отличались от «оноолоох» тем, что по краю борта, низа изделия и рукава нашивалась широкая двойная полоса из сукна. Такую одежду женщины носили в прохладные дни.

Наиболее древним считается крой одежды «таҥалай» [9] . Это изделие небольшого объёма, выполненное из ровдуги с меховой отделкой. Отличительные особенности этого изделия: меховая надставка в верхней части рукава; разрезы по боковым швам; декоративный элемент с металлическими подвесками на уровне талии по бокам. В разных вариациях подобное оформление присутствует во многих изделиях различного сезонного и функционального назначения. Наиболее ярким примером стиля «таҥалай» считается изделие с укороченным меховым рукавом, кокеткой, отлётным элементом по переду, богато декорированный бисером и металлической отделкой. По мнению некоторых исследователей, назначение одежды свадебное [6] . Эти изделия бережно хранились, передавались по наследству, как большую ценность [10] . Однако, этот крой в дальнейшем не получил развития. К началу XX века он практически исчез из употребления.

В дальнейшем на развитие традиционной якутской одежды повлияло распространение и широкое использование тканей. Этот фактор повлиял не только на крой одежды, но и на культуру одежды якутов в целом [11] .

Якорное плетение цепочки

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

  1. Якорное плетение цепочки – классика ювелирного мастерства
  2. На любой вкус
  3. Особенности выбора украшений
  4. Все краски металла
  5. Почему девушки предпочитают якорный стиль?

Золотые ювелирные украшения на шею отличаются друг от друга формой, стилем и техникой плетения. Представительные женщины, для которых статус имеет значение, предпочитают якорное плетение цепочки, так как оно самое простое и прочное. О таких изделиях часто говорят, что они выполнены в лучших традициях ювелирного искусства.

Якорное плетение цепочки – классика ювелирного мастерства

Сегодня существует более 50 способов скрепления элементов украшения. Якорный вид соотносится со своим наименованием: плетение напоминает цепь, на которую крепится якорь корабля. В классическом представлении все элементы одинакового размера, овальной формы и соединяются между собой последовательно и перпендикулярно. За таким изделием легко ухаживать, потому что в крепежные элементы не забивается грязь. Когда-то этот способ стал настоящим прорывом в ювелирном деле. Он был показателем качества, крепости и изящества металла.

Богатые и знатные люди старались приобретать подобные аксессуары, так как были уверены в их долговечности.

На любой вкус

Современные ювелиры настолько разнообразили традиционную технику плетения, что создали неповторимые изделия якорного типа. С каждым годом они добавляют новые штрихи, вычурные элементы и комбинации. Благодаря их фантазии, стараниям и умениям, большинство аксессуаров стали настоящими произведениями искусства.

Сегодня можно встретить более 75 разновидностей украшений якорного стиля. Каждый способ крепления имеет свое название. Ниже представлены основные виды плетения цепочек:

Такую цепочку можно носить с подвесками, кулонами или без них.

Читайте также:  Новогодний макияж с зелеными тенями: пошаговая фотоинструкция

Особенности выбора украшений

Цепочка из белого золота на шее в якорном стиле плетется не только в один ряд. Чтобы придать изделию особый шарм и уникальность, ее делают двух-, трех- и даже четырехрядной.

Независимо от типа плетения, каждое украшение на шею бывает двух видов:

Выбирая якорное плетение золотой цепочки, нужно учитывать некоторые нюансы, в том числе и комплекцию:

Подбирая ювелирное украшение, важно полагаться на свой вкус и личные предпочтения. Правильным будет выбор украшения, которое подойдет под определенный образ и стиль одежды. При этом нужно помнить, что кулоны и медальоны утяжеляют вес цепочки. Изделие с подвесками быстрее изнашивается и может порваться. Наиболее прочные варианты – панцирное и классическое якорное плетение. Такие цепочки идеальны для ношения крестика или кулона.

Все краски металла

Якорное плетение красиво смотрится в золоте. Для увеличения его эксплуатационных свойств, производители его смешивают с другими металлами. Измененный состав добавляет изделию прочности и изменяет его цвет и оттенок:

Почему девушки предпочитают якорный стиль?

Большинство девушек и женщин любят украшения, сделанные в якорном стиле. Они отмечают, что такие аксессуары практичные, модные и стильные. Сегодня можно выбрать любую цепочку, с учетом вкусов и личных предпочтений покупателя.

Большой выбор ювелирных изделий позволяет экспериментировать с образами. Цепочки якорного плетения можно надевать под любую одежду и на все случаи жизни. Многие люди предпочитают не только нательные варианты. Украшения носят как отдельный аксессуар и дополняют, крестиками, кулонами, медальонами, иконками и другими подвесками.

Огромный выбор плетения цепочек оценивают даже самые привередливые ценительницы ювелирного дела. Для них мастера и дизайнеры не жалели ни времени, ни стараний. Сегодня в простом классическом соединении звеньев можно увидеть фантазию и неограниченные возможности ювелиров.

Якорное плетение цепочки – это настоящее произведение искусства. Для того чтобы изделие было более прочным и долговечным, некоторые производители смешивают золото с другими металлами и покрывают алмазной гранью. Украшения получаются разных цветов и оттенков и не теряют своей значимости. Именно поэтому цепочка в якорном стиле по-прежнему самое стильное и универсальное украшение.

Якорное плетение цепочки

  1. ОСНОВА ОСНОВ
  2. СКОВАННЫЕ ЯКОРНОЙ ЦЕПЬЮ
  3. ВСЕ ОТТЕНКИ ЗОЛОТА
  4. ОСОБЕННОСТИ ЮВЕЛИРНОГО ПРОИЗВОДСТВА
    • Без дополнительной обработки
  5. РАБОТА НА ИЗНОС

Из года в год в виде тяжелых цепей или легких цепочек с кулоном, на шее или запястье, на щиколотке или талии, на сумках или туфлях, в виде серёг или подвесок броши, якорное плетение блистает на подиумах самых престижных недель моды, кинофестивалях, званых вечерах, корпоративах и тихих семейных торжествах.

Ему не изменяют рокеры и металлисты, верны до скончания времен поклонники хип-хопа. Солидные джентльмены и респектабельные дамы, для которых статус имеет значение, останавливают свой выбор именно на этом плетении – с древней, хотя и не всегда аристократической, родословной.

В английских каталогах якорное плетение стоит искать под надписью «Cable», в итальянских – «Forzatina». Интересно, что жители Апеннинского полуострова под «Forzatina» понимают ещё и цепочку с алмазной гранью. В России, когда произносят «обычная цепочка», непременно подразумевают изделие с традиционным якорным плетением.

ОСНОВА ОСНОВ

Плетение соответствует своему названию и выглядит как цепь, на которой мореходы крепят якорь. В классическом варианте звенья имеют одинаковый размер, овальную форму и последовательно соединяются перпендикулярно по отношению друг к другу. Считается одним из самых крепких.

В давние времена это изобретение стало прорывом в ювелирном искусстве, ведь в чистом виде золото не отличается особой прочностью, не говоря уже о серебре, а значит, тонкие изящные формы были недоступны из-за гарантированной деформации и изломов. Кроме того, новинка позволила добиться от металла струящихся линий, обеспечивающих органичное следование изгибам тела.

Среди готовых изделий на витринах часто встречается Двойной якорь, он же Итальянский Бисмарк – это две параллельно пропаянные цепочки с обыкновенным якорным плетением. Увеличение рядов ничем не ограничено, такие цепи или браслеты обычно изготавливают машинным способом.

СКОВАННЫЕ ЯКОРНОЙ ЦЕПЬЮ

Изменяя форму и размер звеньев, применяя всевозможные конфигурации сечения проволоки и отделку, ювелиры создали целое семейство якорного типа. В настоящее время насчитывается более 70 разновидностей.

К примеру, по форме звеньев различают:

По способу соединения:

ВСЕ ОТТЕНКИ ЗОЛОТА

Якорное плетение хорошо смотрится в любом металле, янтаре и даже пластике, всё зависит от предназначения, но к драгоценным украшениям всегда особое отношение. Поэтому серебряные, медные и алюминиевые изделия владельцы нередко покрывают позолотой. Для повседневной носки они не подходят, слишком быстро стирается декоративный слой, но и хранить долго в заветной шкатулке не имеет смысла: золото на серебряном изделии быстро тускнеет. Медь в позолоченной цепочке в этом отношении имеет хоть небольшое, но преимущество.

Для повышения эксплуатационных характеристик золота, его смешивают с другими металлами – лигатурой. Изменяя состав и пропорции в самом сплаве, производители добиваются прочности, а также самых необычных цветов и оттенков.

Белое золото – получают с добавлением серебра, палладия или платины. Никель в составе золотых белых сплавов – неоднозначное приобретение, у 8% людей на него устойчивая аллергия.

Желтое золото – демократичный сплав с серебром и медью. В разных пропорциях дает разные оттенки. Чем больше меди, тем ярче цвет сплава. Минимальное содержание меди (порядка 5%), придаёт желтому золоту слегка зеленоватый оттенок.

Розовое золото – классическая женская тема, тоже содержит серебро и медь, но меди используется значительно больше. Такой мезальянс, помимо получения необычного цвета, имеет ещё один плюс – увеличивает прочность, а значит долговечность украшения.

Красное золото – продукт синтеза золота, меди и цинка. Имеет множество оттенков. Очень древний рецепт сплава, применялся ещё индейцами доколумбовой Америки.

Черное и синее золото получают в процессе естественного окисления, после вакуумного «запекания» с хромом и кобальтом.

Уже готовую золотую проволоку для получения нужного цвета или оттенка тоже могут подвергать обработке. К примеру, покрытие тонкой пленкой черного родия, дает возможность получить благородный серебристый оттенок разного насыщения. Для имитации старинных украшений изделия матируют.

Изделия из благородных металлов обязательно должны быть апробированы и сертифицированы в соответствии с международными стандартами.

ОСОБЕННОСТИ ЮВЕЛИРНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Стоит уточнить, что процесс создания цепочки в среде профессионалов называется вязкой. Вяжут тремя способами: машинным, ручным и с помощью штамповки. Технологическая задача одна – нарезать одинаковые по длине элементы, придать им форму и скрепить между собой.

Прочные, качественные и изящные – изделия, выполненные лично ювелиром. Но есть ограничения по толщине металлических нитей, с которыми специалист может работать, и времени на выполнение заказа уходит немало. Вершиной ручной вязки считается изделие мастерской Centaurus: при длине цепочки 50 см, её вес составляет всего 4,12 грамма, хотя обычно аналогичные ручные работы начинаются, в лучшем случае, только от 7 граммов.

В каждом из способов есть свои плюсы и минусы. Машинная вязка позволяет производить самые небольшие по толщине звенья – от 0,2 мм. При штамповке – уже от 0,35 мм, но зато не требуется пайка, затраты снижаются, что влияет на цены, да и сама цепочка становится прочнее.

Многие ювелирные модели предполагают дополнительную обработку. По способу такой завершающей механической отделки цепочки бывают:

Разновидности и плюсы достоинства якорного плетения

Первые упоминания о цепочках датируются временами Древнего Египта. Именно там зародились прообразы современных цепочек из золота, они были массивными и сообщали о статусе владельца. На тот момент плетение цепочки было самым примитивным, или носили не плетеные украшения, а просто куски золота, соединенные между собой. Даже самое простое якорное плетение появилось гораздо позже.

Со временем люди научились обращаться с металлом. Они узнали о его свойствах, в частности, ковкости, и начали этим пользоваться. Так, плетение цепочек из золота стало замысловатее и сложнее. Чаще всего оно проводилось по аналогии с какими-то предметами.

Например, якорный тип плетения напоминал якорную цепь корабля, панцирное плетение было похоже на кольчугу в уменьшенном варианте. Но цель ношения цепочек осталась неизменной. Это все еще действенный способ подчеркнуть статусность, материальное благополучие и положение в обществе. Цепочки из золота никогда не выходили из моды, они актуальны как для мужчин, так и для женщин. Но кроме стоимости, их отличает еще один важный критерий — плетение.

Читайте также:  Молодежные Прически от Эммы Уотсон фото и видео

Преимущества плетения

Плетение — это вариации соединения звеньев в украшении. И вот одним из самых первых, классических типов плетения возник якорный вариант. Эта методика заключается в том, что звенья просто соединяются между собой перпендикулярно друг к другу. Способ еще называют естественным, поскольку не требовалось много фантазии, чтоб его придумать. Методика популярна до сих пор еще потому, что обладает рядом преимуществ:

Якорное плетение в серебре

Разновидности методики

Помимо базовой методики, якорная схема плетения продолжает развиваться. Появилось несколько разновидностей, которые разнообразят изделие. Среди них выделяют:

В зависимости от типа якорного плетения можно выбрать длину и толщину изделия. Каких-то ограничений нет. Самый короткий вариант — 40 сантиметров, изделие будет располагаться вокруг шеи. А длинная цепочка достигает 60–70 сантиметров и нижней линии декольте на теле.

Якорную методику можно усовершенствовать с помощью покрытий. Конечно, позолоченная цепь будет стоить дешевле, но покрытие стирается со временем. Процесс происходит быстрее, если цепочка трется о шею, и вы носите ее постоянно. А вот если мастер хочет защитить изделие от царапин или потертостей, он может нанести слой родия, который не испортит вид украшения. За придание цепи дополнительного блеска отвечает алмазное напыление. Именно оно облагораживает цепочку.

Золотой браслет якорное плетение

Прочность методики довольно высокая, тем не менее звенья могут разрываться и выпадать. Чтоб это происходило как можно реже, стоит перед покупкой поинтересоваться качеством изделия. Не забудьте проверить все сертификаты, которые подтверждают пробу, мастерство ювелира. Поинтересуйтесь крепостью сплава.

Золотые цепочки делают из 585 пробы или 830. Для этой техники брать более высокопробный сплав опасно, потому что золото является мягким металлом, склонным к деформациям. А 585 проба прочная и прослужит не один год.

Если есть возможность, приобретайте только наполненные цепочки. Мастеру легко за ними ухаживать и ремонтировать. Пустотелые звенья сложно чинить в случае трещин или поломок. Не забудьте обратить внимание на замок. Чем массивнее изделие, тем он должен быть прочнее, например, карабин. А вот для тоненьких вариантов украшений вполне подойдет шпрингель.

Выбор цепочки и плетения зависит от вашего вкуса, а также цели использования. Такая цепочка уже стала настоящей классикой по разумной цене. Она никогда не испортит вашего стиля, и ее не назовут безвкусной. Плетение в якорном стиле хорошо сочетается с другими аксессуарами и украшениями, но желательно, чтобы они были изготовлены из одного вида металла.

Виды плетения цепочек на шею. Какое выбрать? +Обсуждение

Цепочка — самое универсальное и функциональное изделие, которое, благодаря мастерству специалистов, стало полноценным ювелирным украшением. Её носят как самостоятельный аксессуар, дополняют подвеской, нательной иконкой или крестиком.

Расскажем о самых известных и популярных видах плетения цепочек, покажем, как они выглядят и чем отличаются друг от друга.

Панцирное плетение

«Панцирная» технология плетения цепочек стала основой для создания различных видов декоративных плетений. Её отличительная особенность в том, что отшлифованные с обеих сторон плоские звенья крепятся не перпендикулярно друг к другу, а как бы в одной плоскости. Технология, отличающаяся высокой прочностью, получила своё название благодаря сходству со звеньями кольчуги. Особенно эффектно смотрятся варианты с алмазной гранью.

Плетение цепочки «Ромб»

Разновидность панцирного плетения, в котором ромбовидные звенья заходят одно в другое. В зависимости от количества звеньев, заходящих друг в друга, можно выделить одинарный, двойной и тройной ромб. Это, пожалуй, самое универсальное плетение, которое отлично смотрится, не зависимо от возраста и пола человека.

Якорное плетение

Технология предполагает последовательное соединение звеньев, расположенных перпендикулярно друг к другу. Такой вариант — это классика, проверенная временем.

Бельцер или ролло

Разновидность якорного плетения, звенья в котором круглые. Можно также встретить название «шопард», так как модный дом Chopard сделал немало для популярности именно этого вида плетения.

Плетение «Лав»

Очень нежное плетение, относящееся к панцирной технологии. Звенья в нем похожи на сердечки. Это то, что нужно для хрупкой женщины!

Плетение Фигаро или «Картье»

Эффектной разновидностью панцирной вязки является «Фигаро», названная в честь известного героя комедии Бомарше, который отличался своим переменчивым нравом. Так же, как и Фигаро, плетение характеризуется «непостоянством» — в цепи чередуются звенья различной формы, короткие и длинные. Самые распространённые комбинации — от 1:1 до 1:5.

Цепи «Фигаро» приобрели популярность благодаря ювелирному дому Cartier, и постепенно стали известны также как «Картье».

Кордовое плетение

Крученая форма браслета со звеньями, входящими друг в друга по несколько сразу, при этом перескакивая через 2−3.

Плетение Перлина

Название произошло от итальянского слова «жемчужина». Плетение не относится ни к панцирным ни к якорным. Звенья здесь имеют форму круглую, овальную или цилиндрическую, и соединяются нитью.

Плетение «Нонна»

«Нонна» — одна из самых изящных разновидностей панцирного плетения. При таком плетении цепь состоит из маленьких звеньев, заключенных в большие. Несмотря на внешнюю утончённость, эти украшения очень прочные. Благодаря алмазной грани, нанесённой с обеих сторон, такие цепи сильнее блестят на свету. Подобное украшение можно выбрать в качестве изящного вечернего варианта.

Вопреки распространенному мнению, название плетения цепочки никак не связано с именем Нонна, а пошло от французского словосочетания «бабушкино плетение», которое звучит как «maglia della nonna».

Плетение «Снейк» или ювелирный шнур

Плетение с круглым сечением. Такой браслет в середине пустотелый и благодаря эффекту легкого зигзага действительно напоминает змею. «Снейки» бывают очень разные по длине и толщине, что позволяет подобрать вариант и для женщины и для мужчины.

Впрочем, все же больше внимания они заслужили именно у представительниц прекрасного пола. Часто такие цепочки, особенно потолще, используются как полноценная замена колье. К слову, последние тоже бывают разной длины и от этой характеристики зависит их тип и назначение.

Это плетение комфортно в повседневной носке, поэтому часто используется не только при изготовлении цепей, но и браслетов для подвесок и шармов.

Плетение «Колос»

Достаточно известное прочное плетение. Звенья в нем скручиваются в V-образный рисунок, который и впрямь напоминает пшеничные колосья.

Венецианское плетение цепи

Венецианское плетение можно отнести к якорной группе. Имеет более широкие и тонкие звенья. Форма их — квадрат или прямоугольник. В зависимости от количества звеньев, которые сплетены в блок, выделяют двойные, тройные «венецианки» и т. д.

Плетение «Бисмарк»

Так же, как и «Перлина», плетение «Бисмарк» не входит ни в одну группу, и при этом очень распространено. Это ряд сложных звеньев, которые сами состоят из меньших разнонаправленных звеньев.

Плетение, по одной из версий, получило свое название в честь первого канцлера Германской Империи Отто фон Бисмарка, он также известен как «Кайзер» или «Кардинал». Это плетение является одним из самых сложных, поэтому часто выполняется вручную.

Плетение «Питон»

«Питон» является модификацией «Бисмарка», но с более современным дизайном. Такое плетение цепочки изначально предназначалось для мужчин, но, тем не менее, завоевало и женскую аудиторию.

Плетение «Сингапур»

Изящное крученое плетение, которое достаточно давно стало популярным. Благодаря красивым переливам металла на свету, «сингапурские» цепочки и браслет прекрасно смотрятся не только с подвесками, но и как самостоятельное украшение.

Византийское или королевское плетение

«Младший брат» плетения «бисмарк». Другое название — «лисий хвост». Применяют его для массивных браслетов и цепей. Византийское плетение состоит из однотипных звеньев, последовательно соединенных в узоры.

Безусловно, знать о том, как называется то или иное плетение цепочки полезно как для самообразования, так и с практической точки зрения. Так, вы всегда можете обратиться к ювелиру и сделать на заказ цепочку именно той длины и толщины, что вам нужно. Точно так же и серьгами: хотите подобрать красивую пару, которую будет удобно носить — узнайте, какие бывают замки и как называются.

Фантазийные виды плетения

Кроме основных видов плетения цепей существует большое количество фантазийных. Они могут брать отдельные элементы из устоявшихся старых техник и добавлять что-то свое, или же быть полностью самобытными и уникальными.

Какое плетение цепочки подойдет мужчине и женщине?

Стоит отметить, что различают типично женские и типично мужские виды плетения. Истинно мужским типом плетения в России считается «Бисмарк». Так, мужчинам рекомендуют обратить внимание на широкое панцирное плетение и «ромб». А женщинам подойдут венецианское плетение, цепочки «Лав» и «Нонна». При этом цепь в технике «Питон» — разновидность мужского «Бисмарка» — также будет выигрышно смотреться на женщине.

Что касается длины цепочки, то для женщины универсальным вариантом будет цепь 45−50 см, для мужчин в большинстве случаев удобнее будут цепочки 55−60 см. Хотя, конечно, каждый должен выбирать тот вариант, который будет максимально комфортным и подойдет под выбранный образ и стиль одежды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *